18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Усадьбу Лопухиных после пожара ждет реставрация

Тушение пожара в усадьбе Лопухиных в Малом Знаменском переулке. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Тушение пожара в усадьбе Лопухиных в Малом Знаменском переулке.
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Восстановительные работы планировалось начать весной 2023-го, на два года — теперь сроки могут скорректироваться. Вести их будет Музей Востока: здание снова принадлежит ему

Усадьба Лопухиных в Малом Знаменском переулке, которая в последние годы была связана с общественной организацией «Международный центр Рерихов» (МЦР) и двумя госмузеями — Музеем Востока и Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, загорелась утром 10 декабря. Вспыхнули и обрушились перекрытия между вторым этажом и чердаком. К середине дня огонь полностью потушили. Возгорание локализовали на площади 50 кв. м, а площадь обрушения составила около 40 кв. м. В Музее Востока по поводу чрезвычайной ситуации нам сообщили следующее: «В 2022 году в усадьбе проводились противоаварийные работы, которые были завершены в сентябре. Здание не эксплуатировалось, музейных предметов и сотрудников музея в нем не было».

На наш запрос о том, что известно о ситуации по состоянию на понедельник, в пресс-службе Музея Востока ответили, что в настоящий момент ведется осмотр пострадавшего здания сотрудниками МЧС, а затем в музее будут ждать их заключения. Точного срока вынесения этого заключения нет.

Музей Востока намерен обратиться в Минкультуры РФ за помощью в финансировании реставрации, которая и без того планировалась. «Весной 2023 года должны были начаться масштабные реставрационные работы, по плану ремонт должен был проводиться до 2025 года», — сказали в учреждении РИА Новости.

Информация о том, что здание в настоящее время относится к ведению Музея Востока, а не ГМИИ им. А.С.Пушкина, для многих стала сюрпризом.

В ходе инцидента с возгоранием выяснилось, что в этом году без каких-либо публичных объявлений усадьба Лопухиных была выведена из пользования Пушкинского, который занимал ее с 2019 года. Вероятно, это связано с планами по возвращению сюда государственного Музея Рерихов — филиала Музея Востока, который, после того как усадьбу покинул Международный центр Рерихов, занял здание. Однако вскоре его передали ГМИИ, а Музей Рерихов отправился в павильон № 13 на ВДНХ.

Пока недолгое время усадьба была закреплена за ГМИИ, музей проводил в ней общественные мероприятия, главным образом программы молодежного центра «Пушкинский.Youth». Размещение экспонатов в его стенах было невозможно из-за отсутствия климатического режима и по другим причинам. Как ранее сообщил нашему изданию советник министра культуры Кирилл Рыбак, в подвале усадьбы была нарушена влагоизоляция, а фундамент требует укрепления.

В 2020 году заместитель директора ГМИИ, главный инженер Владимир Сергеев рассказывал нам о состоянии усадьбы Лопухиных. На тот момент музеем было получено предписание из почти 30 пунктов, касающихся неисправностей различных систем. По его словам, за несколько месяцев с сентября 2019 года музейщики стали свидетелями целого ряда аварий систем отопления, регулярных протечек, резких температурных скачков.

Тогда же нашему изданию стало известно, что идет работа над проектом реконструкции усадьбы, в рамках которой, помимо прочего, необходимо было ликвидировать самострои Международного центра Рерихов, что из-за разных юридических проволочек никак не получалось сделать. Поскольку усадьба является памятником архитектуры, необходимо было пройти множество экспертиз. Стадия проектирования и реконструкции должна была занять несколько лет, после этого Министерство культуры планировало вернуться к вопросу о переезде Музея Рерихов с ВДНХ обратно в Малый Знаменский.

Возможность полноценного включения усадьбы в музейный городок ГМИИ им. А.С.Пушкина с обустройством под ней подземных этажей, как под остальными зданиями комплекса, оказывается, не рассматривалась.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+