18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Усадьбу Лопухиных после пожара ждет реставрация

Тушение пожара в усадьбе Лопухиных в Малом Знаменском переулке. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Тушение пожара в усадьбе Лопухиных в Малом Знаменском переулке.
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Восстановительные работы планировалось начать весной 2023-го, на два года — теперь сроки могут скорректироваться. Вести их будет Музей Востока: здание снова принадлежит ему

Усадьба Лопухиных в Малом Знаменском переулке, которая в последние годы была связана с общественной организацией «Международный центр Рерихов» (МЦР) и двумя госмузеями — Музеем Востока и Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, загорелась утром 10 декабря. Вспыхнули и обрушились перекрытия между вторым этажом и чердаком. К середине дня огонь полностью потушили. Возгорание локализовали на площади 50 кв. м, а площадь обрушения составила около 40 кв. м. В Музее Востока по поводу чрезвычайной ситуации нам сообщили следующее: «В 2022 году в усадьбе проводились противоаварийные работы, которые были завершены в сентябре. Здание не эксплуатировалось, музейных предметов и сотрудников музея в нем не было».

На наш запрос о том, что известно о ситуации по состоянию на понедельник, в пресс-службе Музея Востока ответили, что в настоящий момент ведется осмотр пострадавшего здания сотрудниками МЧС, а затем в музее будут ждать их заключения. Точного срока вынесения этого заключения нет.

Музей Востока намерен обратиться в Минкультуры РФ за помощью в финансировании реставрации, которая и без того планировалась. «Весной 2023 года должны были начаться масштабные реставрационные работы, по плану ремонт должен был проводиться до 2025 года», — сказали в учреждении РИА Новости.

Информация о том, что здание в настоящее время относится к ведению Музея Востока, а не ГМИИ им. А.С.Пушкина, для многих стала сюрпризом.

В ходе инцидента с возгоранием выяснилось, что в этом году без каких-либо публичных объявлений усадьба Лопухиных была выведена из пользования Пушкинского, который занимал ее с 2019 года. Вероятно, это связано с планами по возвращению сюда государственного Музея Рерихов — филиала Музея Востока, который, после того как усадьбу покинул Международный центр Рерихов, занял здание. Однако вскоре его передали ГМИИ, а Музей Рерихов отправился в павильон № 13 на ВДНХ.

Пока недолгое время усадьба была закреплена за ГМИИ, музей проводил в ней общественные мероприятия, главным образом программы молодежного центра «Пушкинский.Youth». Размещение экспонатов в его стенах было невозможно из-за отсутствия климатического режима и по другим причинам. Как ранее сообщил нашему изданию советник министра культуры Кирилл Рыбак, в подвале усадьбы была нарушена влагоизоляция, а фундамент требует укрепления.

В 2020 году заместитель директора ГМИИ, главный инженер Владимир Сергеев рассказывал нам о состоянии усадьбы Лопухиных. На тот момент музеем было получено предписание из почти 30 пунктов, касающихся неисправностей различных систем. По его словам, за несколько месяцев с сентября 2019 года музейщики стали свидетелями целого ряда аварий систем отопления, регулярных протечек, резких температурных скачков.

Тогда же нашему изданию стало известно, что идет работа над проектом реконструкции усадьбы, в рамках которой, помимо прочего, необходимо было ликвидировать самострои Международного центра Рерихов, что из-за разных юридических проволочек никак не получалось сделать. Поскольку усадьба является памятником архитектуры, необходимо было пройти множество экспертиз. Стадия проектирования и реконструкции должна была занять несколько лет, после этого Министерство культуры планировало вернуться к вопросу о переезде Музея Рерихов с ВДНХ обратно в Малый Знаменский.

Возможность полноценного включения усадьбы в музейный городок ГМИИ им. А.С.Пушкина с обустройством под ней подземных этажей, как под остальными зданиями комплекса, оказывается, не рассматривалась.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+