18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Проповеднические коробки» обретают ценность

Церковь Сент-Мэрилебон. Фото: National Heritage Lottery Fund
Церковь Сент-Мэрилебон.
Фото: National Heritage Lottery Fund
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Британские церкви, возведенные в позднюю георгианскую эпоху, до недавнего времени не вызывали у большинства историков архитектуры сильных эмоций. Однако Кристофер Уэбстер, взявшись за исследование темы, всерьез вознамерился сломать прежние стереотипы

Если церкви раннегеоргианской эпохи уже давно служат объектами восхищения, а в последние десятилетия получили признание и викторианские храмы, то со зданиями позднего георгианского стиля, конца XVIII — первых десятилетий XIX века, дело обстоит иначе. Они не удостаивались положительных отзывов с тех пор, как экклезиологи (богословы, изучающие и трактующие роль церкви в христианстве) еще в XIX веке прозвали их «проповедническими коробками», спроектированными архитекторами с неадекватным пониманием планировки и стиля. Но именно этим зданиям посвящена книга Кристофера Уэбстера «Позднегеоргианские церкви».

Christopher Webster. «Late Georgian Churches: Anglican architecture, patronage and churchgoing in England, 1790–1840». John Hudson Publishing. 320 с.: 370 цв. и ч/б ил. £80. На английском языке
Christopher Webster. «Late Georgian Churches: Anglican architecture, patronage and churchgoing in England, 1790–1840». John Hudson Publishing. 320 с.: 370 цв. и ч/б ил. £80. На английском языке

В 1818 году была создана Комиссия по строительству церквей, и многие храмы, воздвигнутые на ее средства, описаны в прекрасной книге Майкла Х. Порта «600 новых церквей» (2006). Однако Уэбстер, научный сотрудник Йоркского университета, демонстрирует, что и до, и после этой даты было построено значительное количество новых храмов, и, как правило, без грантовой поддержки. Он стремится восстановить справедливость по отношению к ним, тщательно анализируя их происхождение и используя множество иллюстраций.

Церковь Сент-Мэрилебон. Фото: National Heritage Lottery Fund
Церковь Сент-Мэрилебон.
Фото: National Heritage Lottery Fund

Уэбстер показывает, что строительство церквей в тот период было ответом на нехватку церковного пространства ввиду стремительного роста населения Англии, главным образом в городах. Проблема усугублялась нехваткой сидячих мест в церквях (арендная плата за скамью рассматривалась как важный источник дохода).

Выбор стиля был серьезным вопросом. Одни утверждали, что готика дешевле классики, другие с этим не соглашались. Конечно, некоторые из классических церквей были поразительно дорогими. В то же время готические образцы слишком часто получались аляповатыми, однако Уэбстер защищает лучшие из них и проявляет сочувствие к менее удачным.

Церковь Святого Луки в Челси. Фото: Wikimedia Commons
Церковь Святого Луки в Челси.
Фото: Wikimedia Commons

Немалую часть книги автор посвящает северу Англии. Одно исследование касается Юго-Восточного Ланкашира, где энергичная группа духовенства стремилась преодолеть нехватку церковных помещений, часто достигая похвальных архитектурных результатов, таких, например, как собор Святого Петра в Эштон-андер-Лайн (Фрэнсис Гудвин, 1821–1824). И в каждом случае Уэбстер уделяет особое внимание проектированию церквей, демонстрируя множество неожиданных и даже эксцентричных планировок.

Книга поможет лучше понять эти здания в то время, когда многие из них находятся под угрозой бесцеремонного переустройства, закрытия или даже сноса.  

Самое читаемое:
1
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
2
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2» объявил о планах на 2024 год. Кураторы Зельфира Трегулова и Франческо Бонами работают над проектом «Образ и пространство», также готовится выставка из коллекции Государственного музея искусств имени И.В.Савицкого в Нукусе
04.12.2023
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
3
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
4
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
5
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
6
Роль личности в истории: к юбилею Василия Сурикова
175-летие художника Государственный Русский музей отмечает выставкой, в которую вошло 120 картин, акварелей и рисунков абсолютного классика отечественного искусства, художника из букварей, популярных брошюр о русской истории и учебников по живописи
07.12.2023
Роль личности в истории: к юбилею Василия Сурикова
7
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+