18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Миллениум российского образца: взгляд из-за Ла-Манша

Нестор Энгельке. Деревянная палеолитическая Даная из серии «Деревянные прогулки по Эрмитажу». 2020. Фото: Vladey
Нестор Энгельке. Деревянная палеолитическая Даная из серии «Деревянные прогулки по Эрмитажу». 2020.
Фото: Vladey
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

В Unicorn Publishing Group на английском и русском языках вышла книга «Искусство России в новом тысячелетии». Этот обзор, не подразумевавший никаких итогов, даже промежуточных, так или иначе все равно подводит условную черту — но слишком уж условную

Во времена, когда на Западе все громче звучат призывы «отменить» русскую культуру, появление такой книги — настоящее чудо. Разумеется, возникает вопрос о том, кто же эти отважные люди, решившиеся плыть против течения. Оба автора живут в Лондоне: Эдвард Люси-Смит — британский журналист, а Сергей Ревякин — коллекционер искусства с русскими корнями. И это важно держать в уме, беря в руки их щедро иллюстрированное творение.

Эдвард Люси-Смит, Сергей Ревякин. «Искусство России в новом тысячелетии». Unicorn Publishing Group. 2022. 240 с.: ил.
Эдвард Люси-Смит, Сергей Ревякин. «Искусство России в новом тысячелетии». Unicorn Publishing Group. 2022. 240 с.: ил.

Не дайте «энциклопедичности» названия ввести вас в заблуждение. Список использованной литературы в основном состоит не из книг или статей в научных журналах, а из ссылок на интернет-ресурсы, значительная часть которых — это статьи из англоязычной Википедии. Здесь вы найдете не строгий научный подход, а, скорее, взгляд коллекционера, руководствующегося личными предпочтениями и прихотями. Не имеет смысла задаваться вопросом о том, почему в книге, например, вовсе не упоминается такой состоявшийся и признанный на международном уровне художник, как Александр Шишкин-Хокусай, представлявший Россию на Венецианской биеннале в 2017 году, в то время как некоторым малоизвестным и вторичным авторам отведено довольно много места. Нравится вам это или нет, — так решили авторы, ориентируясь на собственный вкус.

Edward Lucie-Smith, Sergei Reviakin. «Russian Art in the New Millennium». Unicorn Publishing Group. 2022. 256 с.: ил. На английском языке
Edward Lucie-Smith, Sergei Reviakin. «Russian Art in the New Millennium». Unicorn Publishing Group. 2022. 256 с.: ил. На английском языке

В числе преимуществ книги можно назвать количество и качество вошедших в нее иллюстраций. Но отдельные жемчужины мудрости так и тянет зачитать вслух — например, такой фрагмент из англоязычного издания: «Художники, живущие в Москве, создают, как и можно ожидать, сложное и урбанистическое искусство. Некоторые из них родились в столице; другие переехали сюда, чтобы развивать свою творческую карьеру. Интересно, что многие из этих московских художников — женщины».

Очаровательная наивность писателей, издалека смотрящих на российскую культурную сцену, иногда приводит к почти комичным оплошностям, в особенности когда они пытаются говорить о таких сложных и скудно задокументированных явлениях, как уличное искусство. Находясь под впечатлением от многочисленных «фестивалей городского искусства», проводимых на государственные средства, в результате чего появилось огромное число по большей части декоративных либо откровенно пропагандистских псевдопатриотических муралов, они приходят к ошибочному выводу о том, что в России, в отличие от Запада, уличное искусство пользуется широкой официальной поддержкой. Увы, это очень далеко от реальности, за исключением Нижнего Новгорода, который известен как «столица уличного искусства России», но даже там его скорее терпят, чем поощряют. Иногда складывается впечатление, что авторы слепо шли по дороге, проторенной сверставшим книжный макет дизайнером: местами кажется, что текст иллюстрирует изображение, а не наоборот.

И все же масштабы проделанной работы заслуживают определенного уважения: на 240 страницах книги создатели умудрились уместить 250 имен художников. Авторы постарались упомянуть всех важных и не очень персонажей, появившихся на российской сцене с 2000-х годов. При этом тех, кто начинал в 1990-е или в конце 1980-х, не включили в подборку, хотя именно они во многом определяют современный культурный ландшафт России.

Структурирование книги авторам явно далось с трудом, вероятно из-за обилия материала. Создается впечатление, что они так и не смогли решить, группировать ли художников по месту рождения, технике, стилю или гендерной принадлежности, что явствует из таких названий глав, как «От прошлого к настоящему», «Природа и гендер», «Абстракционизм и сюрреализм», «Иконопись», «Москва», «Санкт-Петербург», «Центральная Россия», «На берегах Волги», «Вокруг Уральских гор», «Женщины в российском искусстве», «Концептуализм» и так далее.

Писать историю событий, разворачивающихся у нас на глазах прямо сейчас, — трудная и зачастую неблагодарная задача. Работа над книгой явно завершилась до начала спецоперации, которая резко изменила российский мир искусства. Неудивительно, что значительная часть информации уже успела устареть, и это заметно даже в предисловии. Венецианское пространство фонда V–A–C под названием Палаццо делле Дзаттере закрылось, а многие из упомянутых в книге художников покинули Россию — не исключено, что навсегда.

Но все же игнорирование актуального контекста выглядит как осознанный выбор авторов. Создается впечатление, что они скорее предпочитают жить в отрицании, не примечая этого слона, чем в последний момент вносить правки в текст. В результате книга стала реликвией менее безумного и более счастливого мира, который теперь существует только в памяти людей и на бумаге. 

Рецензия написана на англоязычное издание Russian Art in the New Millennium для интернет-портала Russian Art Focus.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
3
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
7
Вспоминая Алена Делона, звезду кино и коллекционера
Миллионам людей по всему миру Ален Делон, чьи похороны пройдут 24 августа, известен как харизматичный актер, хотя его страсть к коллекционированию могла бы посоперничать с кино
23.08.2024
Вспоминая Алена Делона, звезду кино и коллекционера
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+