18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тематическое полотно Маковского отреставрируют к Масленице

Константин Маковский. «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». 1869. Фото: Государственный Русский музей
Константин Маковский. «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». 1869.
Фото: Государственный Русский музей

В Русском музее началась реставрация большого полотна Константина Маковского «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». Работы будут комплексными и включают образовательный и просветительский этап

Большое полотно Константина Маковского 1869 года с изображением народного масленичного гулянья на Адмиралтейской площади не покидает залы Государственного Русского музея вот уже 125 лет. Состояние картины в последние годы специалисты оценивали как сложное, она нуждалась в серьезном внимании. Комплексная реставрация стала возможной при поддержке ПАО «Газпром».

В свое время за «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» Константин Маковский был удостоен звания профессора Академии художеств. Всесильный критик Владимир Стасов высоко оценил картину, заметив, что художнику удалось представить в масленичном гулянье образ всего Петербурга.

Реставратор Ольга Кленова. Фото: ПАО «Газпром»
Реставратор Ольга Кленова.
Фото: ПАО «Газпром»

Написанная более 150 лет назад, эта работа размером 215 на 321 см с 1897 года находилась в постоянной экспозиции Русского музея. Со временем основа холста ослабла и провисла, из-за чего красочный слой покрылся густой сетью различного вида трещин. А попытки специалистов улучшить натяжение с помощью расклинивания подрамника привели к образованию жестких изломов на холсте и к повреждениям рамы. Из-за провисания холста на поверхности картины возникали многочисленные механические повреждения живописи: прорывы, утраты красочного слоя. Реставраторам неоднократно приходилось заделывать их всеми доступными способами и материалами. А использование крепкого животного клея для усиления краев картины, в свою очередь, становилось причиной дальнейшего ухудшения состояния ее основы.

Поэтому на начальном этапе работ специалистам предстоит удалить следы предыдущих вмешательств, убрать поздние записи с мест прорывов, нивелировать старый реставрационный грунт до уровня авторской живописи. Затем укрепить красочный слой, выровнять поверхность, устранить различного рода деформации. После работы с красочным слоем полотно будет натянуто на новый подрамник. Отдельно мастера займутся рамой. Она поступила в музей вместе с полотном и к 2010 году пришла в такое состояние, что ее пришлось заменить на временную. После завершения работ полотно и рама воссоединятся.

Оригинальная рама картины в процессе реставрации. Фото: ПАО «Газпром»
Оригинальная рама картины в процессе реставрации.
Фото: ПАО «Газпром»

Предстоящий реставрационный проект будет включать образовательный и просветительский этап. Готовится цикл мастер-классов для студентов профильных вузов, участвующих в многофункциональном социальном проекте ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга». Все этапы работы будут сняты на видео, и по ее результатам Русский музей создаст фильм об истории реставрации картины. Его покажут в Центре мультимедиа ГРМ и включат в медиатеку проекта «Русский музей: виртуальный филиал», где его смогут посмотреть все желающие.

По мнению Владимира Гусева, генерального директора ГРМ, сотрудничество с ПАО «Газпром» в области реставрации и образования пойдет на пользу не только музею. «Это поможет укреплению понятия ленинградской школы реставрации и привлечению нового поколения мастеров», — отметил он.

За последние годы ПАО «Газпром» не впервые участвует в реставрации картин Русского музея. В 2019 году весь комплекс необходимых работ прошло полотно Михаила Нестерова «Святая Русь», а к 350-летию со дня рождения первого русского императора при поддержке компании была отреставрирована картина Ивана Айвазовского «Петр I при Красной Горке…». Все работы с полотном Константина Маковского специалисты планируют завершить к Масленице 2023 года.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
Мы публикуем рейтинги посещаемости российских музеев ежегодно начиная с 2013-го и воспринимаем их как статистическое отражение реальной ситуации в музейной сфере. Для наших музеев 2022 год оказался не худшим
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
3
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
4
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
Топ-50 самых популярных российских выставок за 2022 год составлен на основании опроса, проведенного нашей редакцией. Во внимание принимались только художественные выставки или те, что содержали художественную составляющую
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
5
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
6
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
7
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Приоритеты, тренды, активности и другие перспективные формы работы отечественных музеев — в нашем обзоре
04.05.2023
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+