18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дуновение предстоящей зимы беспокоит музейное сообщество туманного Альбиона

Британцы встревожены мрачными перспективами предстоящей зимы, что нередко выражается в протестной активности. Фото: Vuk Valcic/ZUMA Press Wire/Legion Media
Британцы встревожены мрачными перспективами предстоящей зимы, что нередко выражается в протестной активности.
Фото: Vuk Valcic/ZUMA Press Wire/Legion Media
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Из-за высокой инфляции и резкого роста цен на электричество британским музеям необходима срочная поддержка государства. Но они опасаются, что очередь до них дойдет не скоро, поэтому заранее бьют тревогу и взывают к меняющимся правительствам страны

Предстоящая зима для британских музеев будет непростой. По ним нанесен тройной удар: COVID-19, резко выросшие цены на электричество и огромные темпы инфляции сводят на нет эффект от государственных субсидий.

При этом едва ли удалось восстановить посещаемость до допандемийных показателей; особенно сильно от отсутствия публики пострадали лондонские музеи, которые зависят от иностранных туристов. По последним доступным данным, за июнь, 15 музеев, финансируемых государством, посетило в общей сложности 2,8 млн человек. По сравнению с 4,4 млн в июне 2019 года — падение более чем на треть.

В Британском музее, самой популярной культурной институции страны, количество посетителей в июне сократилось с 578 тыс. в 2019 году до 380 тыс. в 2022-м. По крайней мере, это лучше, чем в 2020 году, когда в этой графе стоял «ноль», поскольку музей был закрыт, и чем в 2021 году — с посещаемостью 112 тыс. Тейт Модерн в июне 2019 года отчитался о 456 тыс. посетителях, а в июне этого года их число упало до 317 тыс. Похоже, что полностью оправиться после пандемии удастся не раньше чем через три года.

Второй серьезной проблемой стало повышение цен на электричество. Например, музей Тейт (с двумя пространствами в Лондоне плюс в Ливерпуле и Сент-Айвзе) в 2021–2022 годах уже потратил £5,5 млн на электроэнергию, что составляет около 5% общих расходов. Британский музей выделил на это из бюджета £2,1 млн, Музей Виктории и Альберта — £1,5 млн, Национальная галерея — £1,3 млн.

Активисты протестуют у здания парламента. Фото: @dontpayuk/Twitter
Активисты протестуют у здания парламента.
Фото: @dontpayuk/Twitter

Наконец, еще одной проблемой стала инфляция — сейчас она составляет около 10% в год. То есть гранты для музеев, выделяемые национальным или местным правительством, сильно обесцениваются. Инфляция может вырасти в ближайшие несколько месяцев, хотя, по прогнозам Банка Англии, к концу 2024 года она должна снизиться до целевого уровня в 2%.

Учитывая три упомянутых фактора, можно сказать, что фактически все британские музеи терпят огромные убытки. А такие потери неизбежно ведут к сокращению штата.

Что в этой ситуации предпримет новое, консервативное правительство? Министром искусств остался лорд Паркинсон, эту должность он занимает с сентября 2021 года. Министром культурного наследия с 2020 года является Найджел Хаддлстон. Действий ждут прежде всего от Мишель Донелан, которой премьер-министр (уже бывший) Лиз Трасс доверила пост государственного секретаря по цифровым технологиям, культуре, медиа и спорту (DCMS) (ее предшественницей была Надин Доррис). До этого Донелан всего три дня была госсекретарем Бориса Джонсона по вопросам образования, а еще раньше — министром высшего образования. У нее большой опыт работы в сфере просвещения, но, судя по всему, к культуре она довольно равнодушна. Хотя название должности Донелан часто сокращают до «министра культуры», это не отражает приоритеты чиновницы. В последние годы ее команда сосредоточилась на поддержке СМИ, в частности на финансировании корпорации BBC. Цифровые технологии тоже приобретают все большее значение, а спорт и культура плетутся где-то позади. Департамент цифровых технологий, культуры, медиа и спорта в кабинете министров не самый важный. И похоже, приоритетными задачами станут энергетика и здравоохранение. Из-за роста государственных расходов на эти два сектора в бюджете вряд ли что-то останется для серьезной поддержки культурных инициатив и музеев.

Ассоциация музеев Великобритании уже заявила, что ее члены столкнулись со «стремительно растущими затратами на поддержание своей деятельности». Рост цен на газ и электроэнергию — большой удар, поскольку музеи часто находятся в исторических зданиях, требующих огромных расходов. Возросли и другие траты, особенно на зарплату сотрудникам и строительные проекты. Кажется, золотая эра для британских музеев подошла к концу — сначала из-за ковида, а теперь из-за глобального энергетического кризиса.


Шэрон Хил

Директор Ассоциации музеев Великобритании

В начале этого года директора музеев по всей стране пытались вернуться к прежней посещаемости после победы над COVID-19. Вряд ли кто-то представлял себе, что разразится новая буря, еще более разрушительная для британского музейного сообщества. И вот тревожный шепот превратился в крики отчаяния. Директора музеев ищут пути решения проблемы, думают, как справиться с ростом цен на электричество и газ, из-за которого отдельные счета выросли в пять раз.

Многолетнее отсутствие инвестиций привело к тому, что наши музеи в упадке: крыши прохудились, изоляция пришла в негодность, сантехника устарела, электрика в ужасном состоянии, не говоря уже о плохой вентиляции и угрозе плесени. В Англии правительственный Фонд музейного имущества и развития помог решить ряд проблем, но это капля в море.

В последнее десятилетие правительство Великобритании поощряло музеи самим зарабатывать на жизнь. Но если пандемия что-то и доказала, так это то, что государственное финансирование для поддержания наших государственных коллекций все равно необходимо. За счет того, что сотрудников отправляли в неоплачиваемый отпуск, а также благодаря Фонду восстановления культуры музеи по всей Великобритании чудом пережили пандемию. Без этих мер многие наверняка закрылись бы навсегда.

Поэтому музейщики горячо поддерживают государственное ограничение цен на электроэнергию и отопление для предприятий и благотворительных организаций на полгода, о чем недавно объявила премьер-министр Лиз Трасс (подала в отставку 20 октября. — TANR). Такая мера в перспективе поможет музеям пережить зиму. Однако это лишь временное решение, и оно не устранит проблему системной нехватки финансирования.

Мы ждем от правительства долгосрочного плана. Нам нужны деньги на то, чтобы музеи могли стать более энергоэффективными и устойчивыми, чтобы могли уменьшить свой углеродный след и наладить связи со своей аудиторией. Нам нужна продуманная стратегия инвестиций, которая решит проблемы, вызванные хроническим недофинансированием.

Многие музеи по всей стране зовут жителей приходить греться этой зимой. Музеи — идеальные места для таких инициатив; вход там либо бесплатный, либо за символическую сумму, есть удобства, в которых сейчас так нуждаются люди. И конечно же, это не считая потрясающих коллекций и выставок. Но нам нужны инвестиции и поддержка — сейчас и в будущем.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+