18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Последний из рода Абамелек-Лазаревых, петербургских магнатов и меценатов

Теодор-Жозеф-Наполеон Жак. «Портрет Ивана Лазарева». 1850-е. Состояние после реставрации. Фото: Государственный Русский Музей
Теодор-Жозеф-Наполеон Жак. «Портрет Ивана Лазарева». 1850-е. Состояние после реставрации.
Фото: Государственный Русский Музей
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

В Русском музее завершили реставрацию гипсового бюста малолетнего Ивана Лазарева. Таких бюстов, созданных скульптором Теодором-Жозефом-Наполеоном Жаком, два — и это очень помогло при восстановлении одного из них, наиболее пострадавшего от времени

Гипсовый бюст Ивана Лазарева, внука знаменитого Екима Лазарева, учредителя Лазаревского института восточных языков в Москве, многие десятилетия находился в запасниках Русского музея в почти руинированном состоянии. Несколько лет назад было принято решение о его реставрации, но из-за пандемии работы приостановились. Сейчас они завершены и уже приняты реставрационным советом музея, бюст передан на хранение в фонды скульптуры.

Несколько предметов из богатейшей коллекции знаменитых петербургских промышленников и меценатов Абамелек-Лазаревых поступили в собрание Русского музея в 1924 году. Среди них — два гипсовых бюста маленького Ивана, умершего в шестилетнем возрасте. Один бюст и сейчас находится в удовлетворительном состоянии, второй же разбился на несколько частей, вероятно, еще при перевозке в музей. У него было отбито основание, не было части головы, утеряно плечо. Несмотря на значительные утраты, специалистам ГРМ удалось вернуть гипсовому портрету экспозиционный вид.

Гипсовый бюст Ивана Лазарева до реставрации. Фото: Государственный Русский Музей
Гипсовый бюст Ивана Лазарева до реставрации.
Фото: Государственный Русский Музей

«Гипс — сложный материал для реставрации, — рассказала нашему изданию Анна Казанова, художник-реставратор каменной и гипсовой скульптуры отдела реставрации ГРМ. — Он хрупкий, боится воды, его сложно очищать. Гипсовые вещи легко испортить, поэтому перед началом реставрации гипса проводится большая подготовительная работа: мы ищем, чем его можно очистить, как поверхность будет реагировать на растворители, исследуем, какого качества гипс. Дело в том, что далеко не все скульпторы были людьми обеспеченными, нередко мастера использовали очень дешевые материалы, которые плохо сохраняются».

Реставраторы взяли за образец сохранившуюся скульптуру. В частности, форму для подставки сняли с первого бюста, он же послужил моделью для восстановления разбитой части головы второго бюста. Все тонировки и фрагменты скульптуры соединены и укреплены современными обратимыми материалами.

Теодор-Жозеф-Наполеон Жак. «Портрет Ивана Лазарева». 1850-е. Состояние после реставрации. Фото: Государственный Русский Музей
Теодор-Жозеф-Наполеон Жак. «Портрет Ивана Лазарева». 1850-е. Состояние после реставрации.
Фото: Государственный Русский Музей

Абамелек-Лазаревы — одна из самых богатых семей дореволюционной России. Лазаревы появились здесь в середине XVIII века: армянские купцы, торговавшие шелком-сырцом и драгоценными камнями, перебрались под защиту Российской империи из Ирана. Один из представителей рода — Иван Лазаревич Лазарев — участвовал в сделке по продаже Екатерине II знаменитого алмаза «Орлов». На Миллионной улице в Петербурге располагается большой дом, некогда принадлежавший этой семье. В середине XIX века в нем жили Христофор Лазарев и его жена Екатерина Манук-Бей. В 1850 году неожиданно умирает их маленький сын Иван, последний представитель рода по мужской линии. Родители заказали художнику Сергею Зарянко (1818–1870) посмертный живописный портрет сына, с которого французский скульптор Теодор-Жозеф-Наполеон Жак (1804–1876) создал гипсовый бюст, а затем снял с него несколько копий.

Наполеон Жак родился и учился в Париже, а в Россию приехал в 1832 году. Он считается создателем нового для нашей страны направления в скульптуре — реалистического портрета людей из простонародья, а также жанровых сценок в формате бронзовой кабинетной пластики.

Самое известное и значительное его произведение — памятник Петру I, установленный в 1842 году в Кронштадте. 

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
6
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
7
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+