18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Профессор Жуковский и его соратники в мечтах о полете

Ольга Делла-Вос Кардовская. «Портрет Громова перед полётом». 1938. Фото: Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского
Ольга Делла-Вос Кардовская. «Портрет Громова перед полётом». 1938.
Фото: Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Неожиданно, но в Москве есть филиал калужского Музея истории космонавтики имени Циолковского — этот статус не так давно получил мемориальный музей Николая Жуковского, в здании которого когда-то рождалось все российское воздухоплавание

Столичная улица Радио для «лириков» — это в первую очередь усадьба Демидова и Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря (ВХНРЦ). Но для «физиков» — квартал Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Во всех смыслах на стыке между ними — особняк Научно-мемориального музея профессора Н.Е.Жуковского, в 2020 году перешедший в ведение Министерства культуры РФ и ставший московским филиалом Государственного музея истории космонавтики им. К.Э.Циолковского в Калуге.

В 1776–1803 годах здание принадлежало коллежскому советнику Ивану Головину; тогда и появилась основная часть особняка (сейчас она определяется по небольшим окошкам на двухэтажном объеме). В XIX веке дом часто менял хозяев, здесь располагались магазины, склады, трактир. Купец Михайлов, один из владельцев здания, в начале ХХ века его перестроил — так появились современный вход, парадная лестница и задняя часть дома, — и сдавал внаем.

Экспозиция Научно-мемориального музея профессора Н.Е.Жуковского. Фото: Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского
Экспозиция Научно-мемориального музея профессора Н.Е.Жуковского.
Фото: Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского

В 1915 году здесь обосновались Теоретические курсы авиации при Московском техническом училище (сегодня МГТУ им. Н.Э.Баумана), которые возглавил профессор, член-корреспондент Императорской академии наук Николай Жуковский, преподававший в училище теорию воздухоплавания. Шла Первая мировая война, сомнений в необходимости развития авиации больше не было, и в тихом особняке на четырехмесячных курсах проходили теоретическую подготовку будущие летчики. После революции Жуковский вместе с учениками убедил Совет народных комиссаров в необходимости создания научного института по проблемам авиации, авиационной науки и аэродинамики — и с декабря 1918 года в здании начал работу Центральный аэрогидродинамический институт.

Признание заслуг Жуковского подтверждалось постановлением Совнаркома 1920 года за подписью Ленина, где ученый был назван — буквально — «отцом русской авиации». Любопытно, что сам он в воздух поднимался только один раз — на воздухоплавательной выставке в Париже, в корзине привязанного к земле воздушного шара. Однако на высоте почувствовал себя плохо, сел на дно корзины, закрыл глаза и дождался, когда его спустят на землю.

В 1920-е годы институт занимал уже целый квартал, в 1930-х авиаторы получили площадку в Подмосковье (сейчас это город Жуковский). В 1947 году, когда отмечалось 100-летие Николая Жуковского, особняк на улице Радио было решено передать под музей, в создании которого принимали участие ученики профессора — ведущие советские авиаконструкторы. Он был открыт 17 января 1956 года, и ленточку на открытии перерезал Андрей Туполев.

Сегодня музей рассказывает об истории русской авиации — от первых летательных аппаратов тяжелее воздуха до авиации наших дней, сохраняя научные фонды самого Николая Жуковского, его библиотеку, а также научные фонды его учеников.

Экспозиция Научно-мемориального музея профессора Н.Е.Жуковского. Фото: Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского
Экспозиция Научно-мемориального музея профессора Н.Е.Жуковского.
Фото: Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского

В собрании музея есть первый серийный летательный аппарат тяжелее воздуха с неподвижным крылом, созданный пионером немецкой авиации Отто Лилиенталем и приобретенный Жуковским. В одном из залов размещена большая аэро­динамическая труба, построенная в 1909 году по проекту Туполева под руководством Жуковского его учениками — членами воздухоплавательного кружка. Скорость потока воздуха в трубе достигала 22 м/с, и ее использование способствовало целому ряду открытий.

Рядом с музеем продолжает работу, как его называют, «московский» ЦАГИ. Здесь, на закрытой ведомственной территории, действуют аэродинамическая труба постройки середины 1920-х годов и гидроканал, созданный в 1930-е годы для отработки морских самолетов (их действующие модели можно увидеть в музее). А соседнее здание, которое сейчас занимает ВХНРЦ им. Грабаря, было построено в середине 1920-х специально для отдела авиации, гидроавиации и опытного строительства Туполева, потому что в особняке не хватало места для размещения самолетов. В музее можно увидеть десятки моделей летательных аппаратов, самым старым из которых больше 100 лет. Например, большую модель четырех­двигательного самолета, построенного по проекту Игоря Сикорского. Она изготовлена в 1915 году на том же Русско-Балтийском вагонном заводе, где был сделан первый бомбардировщик.

Экспозиция Научно-мемориального музея профессора Н.Е.Жуковского. Фото: Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского
Экспозиция Научно-мемориального музея профессора Н.Е.Жуковского.
Фото: Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского

Художественных экспонатов в музее меньше, чем технических, но и они заслуживают внимания. За выполненный из дерева портрет кораблестроителя, академика Алексея Крылова скульптор Вера Мухина в 1946 году была удостоена Сталинской премии (в музее представлен вариант портрета в бронзе). Еще одна работа Мухиной — скульп­турный портрет летчицы Екатерины Будановой, сражавшейся в легендарном отряде «Ночные ведьмы» и погибшей в 27 лет. Портрет прославленного летчика Валерия Чкалова создавался скульптором Саррой Лебедевой с натуры. В силу постоянной занятости Чкалова эти сеансы позирования довольно часто откладывались, и после его трагической гибели Лебедева решила оставить портрет незавершенным. На рисунках члена-коррес­пондента Академии художеств СССР Ивана Космина — портреты с натуры Андрея Туполева (созданный им же живописный портрет конструктора находится в Русском музее).

В собрании музея есть коллекция произведений летчика и члена Союза художников СССР Андрея Юмашева, друга и ученика Роберта Фалька. Юмашев входил в состав экипажа, совершившего в 1937 году второй беспосадочный перелет по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (Калифорния, США) и поставившего рекорд дальности. По его воспоминаниям, в самолете совсем не было места, но он все же положил в карман кисть и краски. Уже в Калифорнии, глядя из окна отеля, он написал акварель «Первое утро в Америке», которую сейчас можно увидеть в экспозиции.

В планах Музея Жуковского — выставка, посвященная Андрею Туполеву; она приурочена к юбилейным датам, связанным и с самим авиаконструктором, и с его конструкторским бюро.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+