Первая Чувашская биеннале заняла главный этаж одного из зданий Чувашского государственного художественного музея — того, перед которым сидят скульптуры богини Сехметь, персонажа чувашских мифов, в виде полульвицы-полудевы в позах египетских сфинксов и национальном головном уборе (работа современного скульптора Вячеслава Немцева). Их можно считать выражением проблем чувашской культуры.
Культура чувашей чрезвычайно древняя, но практически утраченная. Старые руны сохранились только на надгробиях и в узорах вышивки, язык записывается кириллическим алфавитом и почти не используется. Космогонические представления о квадратной земле и восьмиугольной Вселенной, трех солнцах и богах, которых мог призвать для помощи (со скотом, земледелием или затяжными дождями) каждый чуваш, сохранились только в народных сказках, песнях и вышивке. Входивший в состав Волжской Булгарии, потом Казанского ханства и Казанской губернии, сначала исламизированный, а в XVI веке христианизированный, но продолжающий чтить старые традиции народ получил историческую травму. О ней говорят и ученые, и обычные люди. Называть себя чувашем долго было не принято, даже стыдно. Привычка к «короткой памяти» отразилась в том числе на самой столице Чувашской Республики: вся старая часть города (а уже при Екатерине II он был белокаменным красавцем), кроме буквально полутора улиц, была снесена и затоплена в конце 1970-х — начале 1980-х годов при строительстве Чебоксарской ГЭС.
Излечиваться травма начала, по сути, только в XXI веке, и значительный вклад в этот процесс вносят современное искусство и молодые художники. Даже название выставки современного искусства, для которой произведения отбирались в формате сбора заявок от художников, — «Чувашская биеннале» — стремится соединить прошлое и современное, включить чувашское искусство в глобальный контекст, пусть и не на уровне участников, но на уровне постановки проблем. Участники биеннале из Чебоксар (их примерно половина) с гордостью называют себя чувашскими художниками.
Кураторская группа (она состоит из пяти женщин-гуманитариев: Мария Андреева, Евгения Анцупова, Юлия Константинова, Александра Никитина, Екатерина Смелова) не требовала от художников работать именно с чувашским наследием.
Главное в проекте, названном «Икс историй», — отношение художников к своей идентичности, размышление о своем прошлом, от этнического до семейного, и о том, что мы передаем в будущее.
И все же значительная часть участников биеннале напрямую связаны с Чувашией. Художница вполне академической выучки Татьяна Андреева в своей живописи обратилась к образам из чувашского эпоса. На ее полотне девушка спит под сенью мирового древа, а в небе парит глаз верховного божества. Юлия Голованева использовала для дизайна платков визуальную структуру народной вышивки и резьбы по дереву и образы из чувашской мифологии. На шелковую ткань нанесены три сферы мира — Верхний, Средний и Нижний — со светилами, птицами, рыбами и волками.
Сергей Потеряев — из Екатеринбурга, но бывал в чувашских деревнях, где помнят обычаи предков, в частности «кереметь» (этим словом называют и жертвоприношение, и священную рощу или божество). Его проект состоит из «забора» стилизованных идолов, сквозь который можно разглядеть фотографии ежедневной и праздничной жизни деревни. Эдуард Кулемин, художник из Смоленска, в качестве образа использовал горшок-корчагу Х века, найденный в 1949 году в кургане Гнёздово, воплощающий взаимопроникновение культур, так как именно через Гнёздово пролегал путь «из варяг в греки». «Корчага всякого» — это три панно с путаницей из орнаментов и знаков разных евразийских народов, которые проступают один за другим, если их внимательно разглядывать.
Серия черно-белых фотографий «Вестники и обещания» сделана Алексеем Павловым в Норильске, и в ней тоже слои смыслов проступают не сразу. Голуби в заброшенном здании, расплодившиеся в Норильске из-за глобального потепления, бумажные птицы, сделанные из старых медицинских карточек, приводят к шаману в костюме птицы и крылатым божествам северных народов.
Семейной памяти, женщинам рода в трех поколениях, посвящена работа «Генетический код» Лили Ким. Казалось бы, совсем простой прием — распечатанные фотографии, разрезанные на полоски и заново сплетенные «ковриком», — остро и даже болезненно иллюстрирует процесс проявления одного человека в другом, слияния, а иногда разрушения лиц. Близкую идею использует Лиза Шаплина: сквозь фотографии семьи, напечатанные на полупрозрачном стекле, проступают тексты старинных обрядовых песен, которые тихонько поет ее бабушка.
На биеннале представлены пять произведений видео-арта, и это первый случай, когда в Чувашском художественном музее работали с этим медиа в таком объеме. Некоторые из видеоинсталляций созданы известными художниками, например нижегородской группой «Провмыза» (Сергей Проворов и Галина Мызникова). Они показывают «Отчаяние», номинированное на Премию Кандинского в 2008 году. Группа «Эмноюмно» из Ижевска (Кучыран Юри и Жон-Жон Сандыр) уже более десятилетия проводят и видеодокументируют этноперформансы, основанные на духовных практиках удмуртского народа. А для Дарьи Григорьевой и Наталии Федоровой Чувашская биеннале, вероятно, первая из крупных выставок, в которых они участвуют со своими цифровыми и видеоработами, посвященными наследственной памяти.
Как и положено биеннале, выставка сопровождается большой образовательной программой с авторскими экскурсиями по городу, лекциями и мастер-классами.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
Чувашская биеннале современного искусства. «Икс историй: память о будущем»
До 2 декабря