18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Чувашские художники в поисках корней

Лиля Ким. «Генетический код». Фото: Чувашская биеннале современного искусства
Лиля Ким. «Генетический код».
Фото: Чувашская биеннале современного искусства

В Чебоксарах проходит первая Чувашская биеннале современного искусства, миссия которой — соединить прошлое и будущее и помочь зрителям и художникам в обретении корней. Кроме того, это вообще первый в регионе большой смотр современного искусства

Первая Чувашская биеннале заняла главный этаж одного из зданий Чувашского государственного художественного музея — того, перед которым сидят скульптуры богини Сехметь, персонажа чувашских мифов, в виде полульвицы-полудевы в позах египетских сфинксов и национальном головном уборе (работа современного скульптора Вячеслава Немцева). Их можно считать выражением проблем чувашской культуры.

Екатерина Ефимова и Анастасия Сильвесторова. Перформанс «Асла Юман». Фото: Чувашская биеннале современного искусства
Екатерина Ефимова и Анастасия Сильвесторова. Перформанс «Асла Юман».
Фото: Чувашская биеннале современного искусства

Культура чувашей чрезвычайно древняя, но практически утраченная. Старые руны сохранились только на надгробиях и в узорах вышивки, язык записывается кириллическим алфавитом и почти не используется. Космогонические представления о квадратной земле и восьмиугольной Вселенной, трех солнцах и богах, которых мог призвать для помощи (со скотом, земледелием или затяжными дождями) каждый чуваш, сохранились только в народных сказках, песнях и вышивке. Входивший в состав Волжской Булгарии, потом Казанского ханства и Казанской губернии, сначала исламизированный, а в XVI веке христианизированный, но продолжающий чтить старые традиции народ получил историческую травму. О ней говорят и ученые, и обычные люди. Называть себя чувашем долго было не принято, даже стыдно. Привычка к «короткой памяти» отразилась в том числе на самой столице Чувашской Республики: вся старая часть города (а уже при Екатерине II он был белокаменным красавцем), кроме буквально полутора улиц, была снесена и затоплена в конце 1970-х — начале 1980-х годов при строительстве Чебоксарской ГЭС.

Эдуард Кулемин. Панно из триптиха «Корчага всякого». Фото: Чувашская биеннале современного искусства
Эдуард Кулемин. Панно из триптиха «Корчага всякого».
Фото: Чувашская биеннале современного искусства

Излечиваться травма начала, по сути, только в XXI веке, и значительный вклад в этот процесс вносят современное искусство и молодые художники. Даже название выставки современного искусства, для которой произведения отбирались в формате сбора заявок от художников, — «Чувашская биеннале» — стремится соединить прошлое и современное, включить чувашское искусство в глобальный контекст, пусть и не на уровне участников, но на уровне постановки проблем. Участники биеннале из Чебоксар (их примерно половина) с гордостью называют себя чувашскими художниками.

Серия работ «Голова» художника Праски Витти (Виталий Петрович Петров). Фото: Чувашская биеннале современного искусства
Серия работ «Голова» художника Праски Витти (Виталий Петрович Петров).
Фото: Чувашская биеннале современного искусства

Кураторская группа (она состоит из пяти женщин-гуманитариев: Мария Андреева, Евгения Анцупова, Юлия Константинова, Александра Никитина, Екатерина Смелова) не требовала от художников работать именно с чувашским наследием.

Главное в проекте, названном «Икс историй», — отношение художников к своей идентичности, размышление о своем прошлом, от этнического до семейного, и о том, что мы передаем в будущее.

И все же значительная часть участников биеннале напрямую связаны с Чувашией. Художница вполне академической выучки Татьяна Андреева в своей живописи обратилась к образам из чувашского эпоса. На ее полотне девушка спит под сенью мирового древа, а в небе парит глаз верховного божества. Юлия Голованева использовала для дизайна платков визуальную структуру народной вышивки и резьбы по дереву и образы из чувашской мифологии. На шелковую ткань нанесены три сферы мира — Верхний, Средний и Нижний — со светилами, птицами, рыбами и волками.

Первые зрители Чувашской биеннале перед работой Татьяны Андреевой «В тишине земли и неба». Фото: Чувашская биеннале современного искусства
Первые зрители Чувашской биеннале перед работой Татьяны Андреевой «В тишине земли и неба».
Фото: Чувашская биеннале современного искусства

Сергей Потеряев — из Екатеринбурга, но бывал в чувашских деревнях, где помнят обычаи предков, в частности «кереметь» (этим словом называют и жертвоприношение, и священную рощу или божество). Его проект состоит из «забора» стилизованных идолов, сквозь который можно разглядеть фотографии ежедневной и праздничной жизни деревни. Эдуард Кулемин, художник из Смоленска, в качестве образа использовал горшок-корчагу Х века, найденный в 1949 году в кургане Гнёздово, воплощающий взаимопроникновение культур, так как именно через Гнёздово пролегал путь «из варяг в греки». «Корчага всякого» — это три панно с путаницей из орнаментов и знаков разных евразийских народов, которые проступают один за другим, если их внимательно разглядывать.

Серия черно-белых фотографий «Вестники и обещания» сделана Алексеем Павловым в Норильске, и в ней тоже слои смыслов проступают не сразу. Голуби в заброшенном здании, расплодившиеся в Норильске из-за глобального потепления, бумажные птицы, сделанные из старых медицинских карточек, приводят к шаману в костюме птицы и крылатым божествам северных народов.

Полина Серафимова. «Сердце». Фото: Чувашская биеннале современного искусства
Полина Серафимова. «Сердце».
Фото: Чувашская биеннале современного искусства

Семейной памяти, женщинам рода в трех поколениях, посвящена работа «Генетический код» Лили Ким. Казалось бы, совсем простой прием — распечатанные фотографии, разрезанные на полоски и заново сплетенные «ковриком», — остро и даже болезненно иллюстрирует процесс проявления одного человека в другом, слияния, а иногда разрушения лиц. Близкую идею использует Лиза Шаплина: сквозь фотографии семьи, напечатанные на полупрозрачном стекле, проступают тексты старинных обрядовых песен, которые тихонько поет ее бабушка.

Лиля Ким. Работы из серии «Генетический код». Фото: Чувашская биеннале современного искусства
Лиля Ким. Работы из серии «Генетический код».
Фото: Чувашская биеннале современного искусства

На биеннале представлены пять произведений видео-арта, и это первый случай, когда в Чувашском художественном музее работали с этим медиа в таком объеме. Некоторые из видеоинсталляций созданы известными художниками, например нижегородской группой «Провмыза» (Сергей Проворов и Галина Мызникова). Они показывают «Отчаяние», номинированное на Премию Кандинского в 2008 году. Группа «Эмноюмно» из Ижевска (Кучыран Юри и Жон-Жон Сандыр) уже более десятилетия проводят и видеодокументируют этноперформансы, основанные на духовных практиках удмуртского народа. А для Дарьи Григорьевой и Наталии Федоровой Чувашская биеннале, вероятно, первая из крупных выставок, в которых они участвуют со своими цифровыми и видеоработами, посвященными наследственной памяти.

Как и положено биеннале, выставка сопровождается большой образовательной программой с авторскими экскурсиями по городу, лекциями и мастер-классами.

Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
Чувашская биеннале современного искусства. «Икс историй: память о будущем»
До 2 декабря

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+