18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Еще одна залеченная нью-йоркская рана после 11 сентября

Свято-Никольский национальный храм-памятник Константинопольской православной церкви. Фото: St. Nicholas Greek Orthodox Church and National Shrine
Свято-Никольский национальный храм-памятник Константинопольской православной церкви.
Фото: St. Nicholas Greek Orthodox Church and National Shrine
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Историческое здание Свято-Никольской церкви Константинопольского патриархата почти полностью погибло под обломками Всемирного торгового центра. Храм решили не восстанавливать, а построить заново — по проекту знаменитого архитектора Сантьяго Калатравы

После многолетних задержек, вызванных финансовыми, юридическими и бюрократическими трудностями, в октябре свои двери открыл обновленный Свято-Никольский национальный храм-памятник Константинопольской православной церкви — единственный молитвенный дом, разрушенный во время известного террористического акта 11 сентября 2001 года.

Проект стоимостью $95 млн разработал испанский архитектор Сантьяго Калатрава. Источником вдохновения ему послужила мозаика, изображающая Богоматерь на троне с младенцем Христом, которую он видел в мечети Айя-София — бывшем греческом православном храме и объекте всемирного наследия ЮНЕСКО в Стамбуле.

Открытие церкви, которую освятили еще в июле, стало кульминацией $3,9-миллиардного проекта по восстановлению и перестройке комплекса Всемирного торгового центра.

Строительство велось под наблюдением Американской архиепископии Константинопольской православной церкви и под руководством Портового управления Нью-Йорка и Нью-Джерси. Соглашение о возведении храма в парке Свободы на Манхэттене было заключено в 2008 году, но позднее его отложили до 2011 года из-за логистических трудностей. В 2017 году реализация проекта вновь застопорилась в связи с нехваткой финансирования.

Купол Свято-Никольского национального храма. Фото: St. Nicholas Greek Orthodox Church and National Shrine
Купол Свято-Никольского национального храма.
Фото: St. Nicholas Greek Orthodox Church and National Shrine

Оригинальное здание по адресу Сидар-стрит, 115, где в XIX веке располагалась таверна, впервые заработало в качестве храма в 1919 году. Оно было уничтожено при обрушении Всемирного торгового центра, а теперь его заменила новая межконфессиональная церковь. Из-под обломков удалось спасти лишь несколько реликвий. В их числе поврежденная икона святого Диониса Закинфского, покровителя греческого острова Закинф, которую установили в новом молельном доме, выходящем на Национальный мемориал и музей 11 сентября.

Новое здание выделяется фасадом из пентелийского мрамора. «Пентелийский мрамор добывают из той же горы, от которой Геракл оторвал кусок, чтобы построить Акрополь и Парфенон в Афинах более 2 тыс. лет назад, — рассказывает Майкл Псарос, председатель организации «Друзья церкви святого Николая». — Это единственный случай, когда правительство Греции дало разрешение на вывоз этого вида мрамора за пределы страны». Камень нарезали настолько тонко, что, как говорит Псарос, «солнечный свет буквально проходит сквозь мраморную стену, благодаря чему здание светится изнутри».

«Это современный храм, но он отражает православную традицию, — продолжает он. — Его двери открыты для людей любой веры, национальности и конфессии».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+