18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рожденные не из пены, а из классового сознания

Кадр из фото-репортажа «История Татьяны Пыжовой». Журнал «СССР на стройке». 1939.  Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Кадр из фото-репортажа «История Татьяны Пыжовой». Журнал «СССР на стройке». 1939.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»
№106, ноябрь 2022
№106
Материал из газеты

Искусствовед Надежда Плунгян разобралась, из чего сделаны советские «девчонки». Женские типажи, возникшие сразу после революции или сформировавшиеся с годами, охотно запечатлевались художниками — эти работы и послужили материалом для исследования

Казалось, что написать о довоенном советском искусстве с феминистских позиций почти невозможно. Могли ли ходульные, клишированные образы пропаганды отразить реальное положение женщин в обществе, и тем более женскую рефлексию по поводу собственного пола? Но выясняется, что и рефлексия существовала, и пропагандистские образы не из воздуха возникали, а имели триггеры, внутреннюю логику и эволюцию. В плотном, как войлок (потому как засмотренном), массиве советского искусства 1920–1930-х Надежда Плунгян вычленила отдельные цветные нити и очень деликатно, по-искусствоведчески, с опорой на вёльфлиновский формально-стилистический анализ их распутала. Ее феминистский ракурс, предложенный в книге «Рождение советской женщины», оказался чрезвычайно продуктивным.

Надежда Плунгян. «Рождение советской женщины. Работница, крестьянка, летчица, «бывшая» и другие в искусстве 1917–1939 годов». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2022. 288 с.
Надежда Плунгян. «Рождение советской женщины. Работница, крестьянка, летчица, «бывшая» и другие в искусстве 1917–1939 годов». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2022. 288 с.

Начинается все, естественно, с ленинского плана монументальной пропаганды и украшения первых годовщин революции. Самые востребованные женские образы в тот момент — крылатые богини побед и триумфов. Парадокс не только в том, что революционная визуальная риторика опиралась на буржуазный эклектичный ассортимент, но и в том, что «неоклассические аллегории Мудрости, Свободы и Справедливости» были символами международного суфражистского движения: в 1913-м массовый парад суфражисток прошел в Вашингтоне, в марте 1917-го 40-тысячная женская демонстрация состоялась в Петрограде. Тезис о том, что революция раскрепостила женщин, верен лишь отчасти: они сами себя раскрепощали, революция их «догнала».

Очень скоро в изобразительном искусстве место женщин-богинь заняли бабки и крестьянки — маркеры уходящей натуры, неграмотной нищей России. Женский образ стал распадаться на подкатегории: на положительном полюсе — санитарки, на отрицательном — нэпманские «буржуазки». Но и эти типажи оказались недолговечными.

В 1920-е складывается специфически советский женский пантеон. Помимо ожидаемых ткачих и селянок, в него вошли, например, «восточницы», как их обозначает автор. Сюжет про срывание чадры был очень популярен — редкая многофигурная картина со съездов и пленумов обходилась без героинь в ярких азиатских одеяниях. «При том, — пишет Надежда Плунгян, — что „освобожденная женщина Востока“ должна была стать эмблемой советской эмансипации, из всех версий „новой женщины“ она на протяжении десятилетий оставалась самой архаичной, прочно наследуя экзотизированным типам XIX века».

Обложка журнала «Делегатка». 1927.  Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Обложка журнала «Делегатка». 1927.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»

Еще один яркий типаж 1920-х — «мужественные дочери Гражданской войны», летчицы и комиссары. Их появление спровоцировала военная реформа: советская власть активно рекрутировала на фронт слабый пол. «В целом к концу Гражданской войны в РККА (Рабоче-крестьянской Красной армии. — TANR) служили 66 тыс. женщин». Если судить по знаковой картине «Допрос коммунистов» (1933) Бориса Иогансона, на которой в одном из коммунистов не сразу угадаешь женщину, этот типаж отличался максимальной нивелировкой гендерных различий: женщина превращалась в «универсального рядового солдата».

Продолжением военной линии в мирной жизни стали кампания по освоению женщинами мужских профессий и их вовлечение в военизированный спорт, что в искусстве отразилось «широким диапазоном женской маскулинности».

В 1934 году с подачи наркома Серго Орджоникидзе в стране начинается движение женщин-общественниц, следящих за чистотой и благоустройством. Самая знаменитая из них, жена одного из руководителей медеплавильного завода в Красноуральске Клавдия Суровцева получила из рук Сталина орден Трудового Красного Знамени, что отразил в своей эпохальной работе «Незабываемая встреча» (1936–1937) художник Василий Ефанов. Весьма востребованным, легко поддающимся интерпретациям и модификациям оказался типаж «жена инженера». В эту группу попадает знаменитая картина Юрия Пименова «Новая Москва» (1937).

Александр Дейнека. «Без Бога». Рисунок для журнала «Безбожник у станка» 1926.   Фото: Музей современного искусства «Гараж
Александр Дейнека. «Без Бога». Рисунок для журнала «Безбожник у станка» 1926.
Фото: Музей современного искусства «Гараж

В 1930-е искусство становится нарядным, проза труда и быта «зачехляется» и «укрывается». Женское движение теперь ассоциируется с «придворными благотворительными балами». Тему «советской аристократии» разрабатывал в своем монументальном искусстве Александр Дейнека.

А с середины 1930-х страна взяла курс на повышение рождаемости — были запрещены аборты, идеология восславила женщину-мать. На смену андрогинным, коротко стриженым работницам фабрик 1920-х пришли крутобедрые пышногрудые девы в крепдешиновых платьях. Удивительно даже не то, что художники переключились на новый типаж, а то, что реальные женщины, «мужественные дочери Гражданской вой­ны», изменили жизненные стратегии. «К началу 1940-го летчица Лейла Мамедбекова, продолжая авиакарьеру, родила шестерых детей; ударница Паша Ангелина — четверых», — пишет Надежда Плунгян.

Превращение деторождения в государственный долг объясняет обилие обнаженных тел в советском искусстве. Если рассматривать человека не как отдельную личность, а как биологическую единицу, выполняющую важное государственное задание, нет причин стыдиться наготы. «Интимность под контролем власти», — так характеризует этот феномен автор книги.

Иллюстрация Юрия Пименова. Журнал «Советский экран». 1928.  Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Иллюстрация Юрия Пименова. Журнал «Советский экран». 1928.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»

К концу 1930-х советская культура сформировала свой ордер — порядок со строгой классификацией элементов и четкими границами нормы. Но отдельные художницы, которым была свойственна саморефлексия, от системы ускольз­нули. В этом ряду автор называет Елизавету Кругликову, Татьяну Маврину («она искала возможность увидеть женщину 1930-х вне… парадных декораций»), Серафиму Рянгину, Антонину Софронову и других.

Рассмотренных в книге типажей гораздо больше, чем упомянуто здесь. Надежда Плунгян пишет о мечте когда-нибудь собрать по материалам исследования выставку. Замечательная идея: единственное, чего изданию не хватает, — так это еще большего количества иллюстраций.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+