18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Многонародная Россия представлена в новом зале в Кунсткамере

Новая постоянная экспозиция «Имперский зал: многонародная Россия» в Кунсткамере. Фрагмент. Фото: ПАО «Газпром»
Новая постоянная экспозиция «Имперский зал: многонародная Россия» в Кунсткамере. Фрагмент.
Фото: ПАО «Газпром»

Новый раздел постоянной экспозиции в Кунсткамере — только первый шаг к полной реэкспозиции всей музейной коллекции. Эта масштабная работа стала возможной благодаря поддержке и сотрудничеству ПАО «Газпром»

По замыслу авторов идеи и музейных дизайнеров в основу новой экспозиции «Имперский зал: многонародная Россия» в Музее антропологии и этнографии (МАЭ) имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН положен реальный эпизод из российской истории — карнавал народов, устроенный императрицей Анной Иоанновной в Петербурге в 1740 году. В нем участвовали представители 150 народов, населявших тогда страну, и это событие, по мнению многих историков, сыграло ключевую роль в процессе рождения и формирования национальной идеи России как многонациональной, многонародной империи, созданной по заветам Петра I.

«Имперская идея Петра — это идея единения народов России, идея достижения великих целей существования нашей страны, — сказал на открытии экспозиции Алексей Миллер, председатель правления ПАО «Газпром». — Империя — это армия и флот, промышленность и наука, а наука — это, конечно же, Кунсткамера, и она тоже часть имперской идеи Петра о единой многонародной России».

Новая экспозиция состоит из двух основных частей: это композиция из фигур в национальных костюмах «Парад народов» и, напротив нее, «Императорские дары». На стенах размещены фарфоровые бисквитные фигуры из серии «Народности России», выполненные по заказу Николая II мастерами Императорского фарфорового завода под научным кураторством тогдашнего директора Кунсткамеры академика Василия Радлова. Над входами в зал — портреты Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Николая II. На двух проекционных панелях можно посмотреть аудиовизуальные композиции «Парад народов» и «Ледяная свадьба». Интерактивная часть экспозиции позволяет посетителям «переодеться» в костюмы эпохи Анны Иоанновны.

Новая постоянная экспозиция «Имперский зал: Многонародная Россия» в Кунтскмере. Фрагмент. Фото: ПАО «Газпром»
Новая постоянная экспозиция «Имперский зал: Многонародная Россия» в Кунтскмере. Фрагмент.
Фото: ПАО «Газпром»

В Кунсткамере хранится богатейшая коллекция национальных костюмов, но впервые в новой экспозиции эти костюмы представлены на объемных фигурах.

«Для нас самым сложным было решить, как коллекционные предметы представить на фигурах, — рассказала Юлия Конькова, заведующая экспозиционно-выставочным отделом. — Мы фактически подгоняли фигуры под костюм: искали конкретных людей, чьи антропологические параметры подходили под размер каждого костюма; с этих людей художники делали манекены. Для изображения лиц брали в основном исторические фотографии».

Всего в экспозиции можно увидеть 23 костюма из музейной коллекции. В одной из витрин показана сцена «Сибирское камлание», где представлены народы Севера и Дальнего Востока: эвенки, чукчи, ненцы, буряты. А также сцена «Напевы кантале» с фигурами в костюмах финно-угорских народов: лопарей, саамов, финнов. В другой витрине можно увидеть сцену «Тюркское застолье» и фигуры в татарских, башкирских, чувашских и казахских костюмах. Завершает композицию «Славянский хоровод».

Новая постоянная экспозиция «Имперский зал: Многонародная Россия» в Кунтскмере. Фрагмент. Фото: ПАО «Газпром»
Новая постоянная экспозиция «Имперский зал: Многонародная Россия» в Кунтскмере. Фрагмент.
Фото: ПАО «Газпром»

«Когда мы начали готовить экспозицию, то поняли, что не хватает некоторых предметов, поэтому организовали экспедиции, в частности к саамам в поселок Ловозеро, — рассказала Вероника Беляева-Сачук, старший научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН. — Нам помогали сотрудники музеев Мурманской области, советовали, что нужно приобрести. Все новые предметы — аутентичные историческим, они выполнены из точно таких же материалов и по старинным технологиям. Например, маленькая сумочка в костюме саамов — это кожа оленя, выделанная по исторической технологии, украшенная вышивкой оловянной нитью. Таких предметов совсем немного, но они играют важную роль для полноценного представления о подлинном костюме».

В разделах с императорскими дарами можно увидеть ковер «Царю-освободителю» (подарок Александру II от болгарского народа), албанский мужской костюм, подаренный Николаю I. Но большую часть витрин занимают предметы, преподнесенные цесаревичу Николаю, будущему императору Николаю II, во время его путешествия на Восток. Это оружие из Сиама, индийские ювелирные украшения. Самые богатые дары цесаревич получил в Японии после покушения на его жизнь в городе Оцу. Принц Арисугава Тарухито и члены японского правительства, стремившие сгладить трагический инцидент, буквально завалили наследника русского престола подарками. Два из них — драгоценное старинное оружие и куклу икэ-нингё (кукла-портрет в натуральную величину), изображающую гейшу, танцевавшую для цесаревича, — можно увидеть в музее.

Новая постоянная экспозиция «Имперский зал: многонародная Россия» в Кунсткамере. Фрагмент. Фото: ПАО «Газпром»
Новая постоянная экспозиция «Имперский зал: многонародная Россия» в Кунсткамере. Фрагмент.
Фото: ПАО «Газпром»

Как рассказал Андрей Головнев, директор МАЭ РАН, новая экспозиция — часть более масштабного проекта. «Это начало общей реэкспозиции, и мы бы на нее не решились, если бы не было поддержки Министерства культуры и ПАО „Газпром“, которых мы считаем нашими партнерами и единомышленниками, — сказал Андрей Головнев. — Я очень надеюсь, что это сотрудничество продолжится».

В дальнейших планах музея — создание антропологического кабинета в здании Кунсткамеры и завершение строительства научно-хранительского корпуса с открытым хранением.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+