18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Арт-вандализм в эпоху хайпа

Экоактивисты итальянской группы Última Generazione, приклеившие себя к «Весне» Боттичелли в Галерее Уффици. 22 июля 2022. Фото: Laura Lezza/Getty Images
Экоактивисты итальянской группы Última Generazione, приклеившие себя к «Весне» Боттичелли в Галерее Уффици. 22 июля 2022.
Фото: Laura Lezza/Getty Images

Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?

Список нападений экоактивистов на музеи в этом году гигантский: они кидают в картины пищей, приклеиваются к рамам и постаментам, пишут лозунги краской, разворачивают перед и внутри музеев плакаты. Все началось с того, что 29 мая кто-то бросил торт в «Мону Лизу». Кажется, это был «пилотный выпуск».

Месяц спустя, три дня подряд с 29 июня по 1 июля, в Великобритании экоактивистами организации Just Stop Oil (которая борется с глобальным потеплением, требуя от правительства прекратить добычу ископаемого топлива) были атакованы Художественная галерея и музей Келвингроув в Глазго (Горацио Маккалок, «Мое сердце принадлежит горам», 1850), Галерея Курто в Лондоне (Винсент ван Гог, «Персиковые деревья в цвету», 1889) и Манчестерская художественная галерея (Уильям Тёрнер, «Эолова арфа Томпсона», 1809). Пятого июля они напали на копию леонардовской «Тайной вечери» работы Джанпетрино в Королевской академии художеств, 6 июля — на «Телегу для сена» Джона Констебла в лондонской Национальной галерее.

Активистки из группы Just Stop Oil во время одной из акций. Фото: Just Stop Oil
Активистки из группы Just Stop Oil во время одной из акций.
Фото: Just Stop Oil

Потом поветрие перенеслось через Ла-Манш: 25 июля экоактивисты итальянской группы Última Generazione (ит. «Последнее поколение») приклеили себя к «Весне» Боттичелли в Галерее Уффици, 30 июля — к постаменту статуи «Уникальные формы непрерывности в пространстве» Умберто Боччони в миланском Музее Новеченто, 18 августа — к постаменту «Лаокоона» в Музеях Ватикана, 21 августа приковали себя наручниками к перилам джоттовской капеллы Скровеньи. Члены немецкой организации Letzte Generation (тоже «Последнее поколение») 22 августа приклеились к рафаэлевской «Сикстинской Мадонне» в Дрездене, 24 августа — к полотну Пуссена «Грозовой пейзаж с Пирамом и Фисбой» в Штеделевском институте, 25 августа — к картине Лукаса Кранаха «Отдых на пути в Египет» в Берлинской картинной галерее. А уже 4 сентября итальянцы устроили ту же акцию с «Бурей» Джорджоне в венецианской Галерее Академии. В Австралии 9 октября члены группы Extinction Rebellion приклеились к «Резне в Корее» Пабло Пикассо в Национальной галерее Виктории.

Наконец, 14 октября о выходке активистов сообщила даже та пресса, которая до того игнорировала экоперформансы: пострадали «Подсолнухи» ван Гога в лондонской Национальной галерее. Через десять дней, 23 октября, Letzte Generation напали на «Стога» Клода Моне в потсдамском Музее Барберини, а 31 октября — на скелет динозавра в Музее естественной истории в Берлине.

Параллельно Just Stop Oil 24 октября атаковали фигуру Карла III в Музее мадам Тюссо в Лондоне, а 27 октября — «Девушку с жемчужной сережкой» в Гааге. Список, очевидно, будет расти.

Модус операнди у группировок похож, но это не плагиат, а «методичка»: итальянская и немецкая группы являются региональными отделениями Just Stop Oil и имеют один и тот же источник финансирования.

Все эти нападения имеют общие черты: они мгновенно попадают в интернет, в прессу и не наносят настоящего вреда. И это черта нового века.

Раньше вандалы, даже если они не были безумцами, а лишь политическими активистами, стремились наносить экспонатам ущерб, требующий дорогостоящей реставрации, потому что это вызывало состояние шока и долгое пребывание новости в газетах. В наше время ничего долгим не бывает, поэтому необходима только фотография поярче, чтобы облетела Сеть. А еще лучше видео для TikTok: в нем слышно, как кричат лозунги.

Шедевры выбирают за узнаваемость, он же «кликбейт», а не из-за эстетических противоречий. Экспонаты страдают мало, и очевидно, что вандалы к этому специально стремятся: выбирают картины под защитным стеклом и клей, который легко счищается и не вредит рамам, чтобы сроки и штрафы вышли поменьше. Многие члены Just Stop Oil судимы за другие акции, на их сайте даже есть специальная страница, где выходят новости про арестантов. Группировка явно обещает своим «воинам» юридическую защиту, которую легче обеспечить, если нанесенный ущерб минимален.

Климатические активисты движения Last Generation, облившие картофельным пюре картину Клода Моне «Стога» в музее Барберини в Потсдаме. Фото: Abaca Press/TASS
Климатические активисты движения Last Generation, облившие картофельным пюре картину Клода Моне «Стога» в музее Барберини в Потсдаме.
Фото: Abaca Press/TASS

Сайт группировки честно сообщает, почему она переключилась на музеи после блокировки автострад и других городских акций: «Мы попадали только на восьмую или девятую страницу национальной прессы. Нам нужно было изменить ситуацию и застать СМИ врасплох. Акция с искусством была именно тем изменением темпа, который был нужен. Это шокировало людей, так как было неожиданно».

Нам остается надеяться только на один из законов психологии: если слишком долго шокировать людей повторением одного и того же действия, они становятся невосприимчивыми. Дорогие музеи, потерпите немножко: скоро всем должно надоесть.

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
3
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
4
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
5
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы
22.03.2023
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
6
Храм чистоты превратился в храм искусства
Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства
06.03.2023
Храм чистоты превратился в храм искусства
7
«Последний день Помпеи» уходит на реставрацию
Картину Карла Брюллова из собрания Государственного Русского музея планируют очистить от потемневшего лака и поздних записей
22.03.2023
«Последний день Помпеи» уходит на реставрацию
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+