18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Павлинья комната» Уистлера вновь открыта для посещения

«Павлинья комната» в Галерее искусства Фрира при Смитсоновском институте. Фото: © 2022 Smithsonian Institution and Wayne State University Library System
«Павлинья комната» в Галерее искусства Фрира при Смитсоновском институте.
Фото: © 2022 Smithsonian Institution and Wayne State University Library System
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Галерея искусства Фрира в Вашингтоне провела реставрацию одного из своих главных экспонатов — не предмета, а целого интерьера. Исторический авторский декор очистили, некоторые из элементов укрепили, а другим фактически вернули первоначальный блеск

Знаменитый интерьер работы Джеймса Эббота Макнейлла Уистлера (1834–1903), полное название которого звучит как «Гармония в голубом и золотом: павлинья комната», — самый посещаемый зал Галереи искусства Фрира при Смитсоновском институте (галерея входит в состав Национального музея азиатского искусства). Комната, созданная в 1876–1877 годах, изначально служила столовой в лондонском таунхаусе и является единственным дошедшим до нас интерьером авторства Уистлера.

Минувшим летом музей закрыл этот зал, чтобы провести самые серьезные за последние три десятилетия реставрационные работы. Сейчас комната уже вновь открыта для посещения — вместе с экспозицией керамики, демонстрирующей, как этот интерьер выглядел во времена, когда принадлежал промышленнику и основателю музея Чарльзу Лангу Фриру (1854–1919).

«Интерьеры, постоянно открытые для посещения, неизбежно подвергаются некоторому естественному износу, — рассказывает Дайана Гринвуд, куратор отдела американского искусства в Галерее Фрира. — Мы очень тщательно ухаживали за комнатой, но до последнего времени наши реставраторы не проводили общего анализа ее стабильности. Мы приложили все усилия, чтобы ничего не менять, но при этом по возможности максимально приблизить пространство к первоначальному видению Уистлера».

Процесс реставрации «Павлиньей комнаты». Фото: © 2022 Smithsonian Institution and Wayne State University Library System
Процесс реставрации «Павлиньей комнаты».
Фото: © 2022 Smithsonian Institution and Wayne State University Library System

«Павлинья комната» открыта для посещения в Галерее Фрира с 1923 года. Это яркий образец роскоши своего времени — с позолоченными полками из ореха, мягким синим и зеленым цветом, изысканными изображениями птиц. Но на самом деле она должна была выглядеть совершенно иначе. Ее первоначальный владелец, британский судоходный магнат Фредерик Ричардс Лейленд, в 1876 году поручил Уистлеру переделать убранство столовой в его лондонском доме, чтобы экспонировать там коллекцию бело-синего китайского фарфора. Лейленд предпочитал приглушенные тона и поверхности, украшенные сложными текстурами, но художник воплотил в комнате собственное экстравагантное решение, чем неприятно удивил заказчика, когда тот вернулся из загородной поездки и увидел результат. Однако все же оставил интерьер в том виде, как его задумал Уистлер.

После смерти Лейленда в 1892 году «Павлинью комнату» (которую можно было разобрать и собрать заново на новом месте) приобрела бизнесвумен и собирательница искусства Бланш Мария Джорджиана Баррелл Уотни, а затем перепродала ее Фриру в 1904 году. Тот перевез комнату к себе домой в Детройт, где она находилась до тех пор, пока после его смерти не была передана в вашингтонский музей, названный его именем.

В 1940-е годы комнату впервые отреставрировали, но, как рассказывает Гринвуд, ретушь «наложили неумело, местами топорно». Благодаря следующей попытке, продлившейся с 1989 по 1992 год, вид комнаты удалось приблизить к первоначальному. «Это был один из тех драматичных моментов вроде реставрации потолка Сикстинской капеллы, когда после удаления слоев застарелой грязи становится видна обновленная и невероятно эффектная декоративная схема», — говорит Гринвуд.

Теперь реставраторы под руководством Дженифер Босуорт и Эллен Чейз укрепили ставни и металлические напольные вентиляционные решетки, которые не затронула реставрация 1990-х годов, очистили поверхности от грязи и восстановили повреждения, возникшие в результате активной посещаемости комнаты. Ставни и решетки, по словам Гринвуд, «сами по себе изысканно декорированные, теперь сияют в гармонии с остальным пространством».

После реставрации «Павлиньей комнаты» вновь заиграли золото и берлинская лазурь. Фото: © 2022 Smithsonian Institution and Wayne State University Library System
После реставрации «Павлиньей комнаты» вновь заиграли золото и берлинская лазурь.
Фото: © 2022 Smithsonian Institution and Wayne State University Library System

Реконструирована также экспозиция азиатской и ближневосточной керамики — после изучения архивных фотографий, запечатлевших интерьер комнаты в 1908 году, когда она находилась в Детройте. «В результате мы не только получили микрокосм интересов и вкусов Фрира как коллекционера, но и увидели его умение полностью использовать все пространство практически как самостоятельный декоративный элемент, — объясняет Гринвуд. — Он организует объекты в цветовые группы. Он словно расписывает пространство этими отдельными объектами, а затем объединяет их, создавая великолепное единое целое».

По условиям завещания Фрира в залах можно экспонировать только объекты из его собственного собрания, но сегодняшние кураторы ищут возможности предложить «более современный взгляд» благодаря сторителлингу в цифровой и аудиоформе. «Это позволяет нам начать говорить об ориентализме и о культурной апроприации, которые неразрывно связаны с подобными пространствами», — поясняет Гринвуд. 

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+