18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музеи Кремля рассматривают наркома Чичерина на фоне эпохи перемен

Тарелка с надписью «Всем, кто сердцем смел и молод, в руки книгу, серп и молот». Фарфор — Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый и стеклянный завод, 1898 г. Роспись — Петроград,  Государственный фарфоровый завод, 1922 г. Автор рисунка - Р.Ф.Вильде (?). Фото: Музеи Московского Кремля
Тарелка с надписью «Всем, кто сердцем смел и молод, в руки книгу, серп и молот». Фарфор — Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый и стеклянный завод, 1898 г. Роспись — Петроград, Государственный фарфоровый завод, 1922 г. Автор рисунка - Р.Ф.Вильде (?).
Фото: Музеи Московского Кремля
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Музеи Московского Кремля отмечают 100-летие образования СССР выставкой, посвященной первому советскому дипломату, наркому по иностранным делам Георгию Чичерину. Связанные с его фигурой экспонаты интересны и как художественные артефакты

Проект, собранный к этому октябрю силами только российских музеев и архивов, решили приурочить к двум знаковым юбилейным датам — 100-летию образования СССР и 150-летию со дня рождения Георгия Васильевича Чичерина. Он стал первым наркомом по иностранным делам СССР (с 1918 по 1930 год) и основателем советской дипломатии. Связанные с его фигурой экспонаты, помимо исторической и мемориальной ценности, сейчас, век спустя, интересны и как художественные артефакты. На выставке собрано более 80 предметов, большинство из которых показывают публике впервые.

Из фондов Музея Московского Кремля достали вещи, принадлежность которых Чичерину была подтверждена лишь недавно, — красноармейская военная форма и подарки зарубежных делегаций. Представлены комплекты военной формы образца 1922–1924 годов (две гимнастерки, в том числе почетного красноармейца Особой конвойной роты, брюки галифе и шинель почетного курсанта Высшей хозяйственной школы с так называемыми разговорами — нашивками-застежками на груди). Они имеют почти идеальную сохранность, что само по себе уникально, поскольку до наших дней дошли считаные образцы подобной формы. Форма была разработана художником Михаилом Езучевским около 1918 года, но долго не просуществовала, так как была довольно сложна в производстве, некоторые ее детали создавались и нашивались вручную. Другой знаковый экспонат — коленкоровый портфель-папка, принадлежавший Чичерину.

Гимнастерка почетного красноармейца Особой конвойной роты, принадлежавшая Георгию Чичерину. 1922-1924. Фото: Музеи Московского Кремля
Гимнастерка почетного красноармейца Особой конвойной роты, принадлежавшая Георгию Чичерину. 1922-1924.
Фото: Музеи Московского Кремля

Особое место в экспозиции отведено группе восточных костюмов, подаренных Чичерину делегациями азиатских стран. Это бухарский халат, в который глава Наркомата по иностранным делам был облачен во время официального приема бухарской делегации в 1924 году, и монгольский зимний халат «ховонтей дээл», полученный им в дар после заключения соглашения с Монгольской Народной Республикой в 1921 году. К нему прилагается почетный головной убор халха-монголов «наадамын малгай». Именно в этих восточных одеждах Чичерин запечатлен на фотографиях и на кадрах кинохроники, которые тоже покажут на выставке. Есть и японские одеяния — мужское хаори, подаренное Чичерину промышленником и политиком Фусаносукэ Кухарой, посетившим СССР в 1927 году.

Также представлены документы и фотографии из главных российских архивов. Среди документов — письмо 1923 года за подписью Иосифа Сталина, в котором особо подчеркивается, что первая Конституция СССР также была «выработана» при непосредственном и активном участии Чичерина, проект знаменитой речи Чичерина на Генуэзской конференции.

Выставку дополняют агитационный фарфор, живопись (в частности, картина Константина Юона «1923. Парад Красной армии»), графика, фалеристика, изделия художественного металла. По замыслу кураторов, памятники визуальной культуры отдельно расскажут о Московском Кремле ранней советской эпохи, ведь именно здесь проходили протокольные мероприятия на высшем уровне и принимались судьбоносные решения.

Кроме того, Музеи Московского Кремля проведут музыкальный фестиваль «Чичеринфест», на концертах которого с 18 ноября прозвучит музыка русского авангарда, европейского классицизма и произведения композиторов новой волны.

Нагрудный знак члена Всероссийского Центрального Исполнительного комитета (ВЦИК) РСФСР.  До 1923 года. Фото: Музеи Московского Кремля
Нагрудный знак члена Всероссийского Центрального Исполнительного комитета (ВЦИК) РСФСР. До 1923 года.
Фото: Музеи Московского Кремля

Несомненно, политическая история страны — важная часть наследия, хранящегося в Музеях Московского Кремля, и симптоматично, что именно она привлекла внимание сейчас, когда изменения в выставочной политике государственных музеев стали повсеместными. Любопытно, какие проекты последуют вслед за этим и с каких ракурсов они будут рассказывать зрителям об истории.  

Музеи Московского Кремля
«Первый нарком по иностранным делам Советского Союза. К 150-летию со дня рождения Г.В.Чичерина и 100-летию образования СССР»
До 8 января 2023

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+