18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Памятник «Минин и Пожарский» спасен вовремя

И сама скульптурная группа, и рельефы на ее основании полностью отреставрированы. Фото: Государственный исторический музей
И сама скульптурная группа, и рельефы на ее основании полностью отреставрированы.
Фото: Государственный исторический музей
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Шедевр русского классицизма и первый памятник, поставленный в Москве, торжественно открывается после масштабной реставрации 4 ноября. К моменту начала комплексных работ скульптура была в критическом состоянии

По сути, реставрация, длившаяся около года, завершена уже сейчас: в конце лета реставрационный павильон был разобран, начались работы по благоустройству территории. Осталось до конца октября завершить полировку гранитного постамента и золочение букв памятной надписи. Торжественное открытие памятника гражданину Минину и князю Пожарскому, посвященного предводителям второго народного ополчения 1612 года, а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России, состоится в День народного единства, отмечающий эти события.

У памятника, созданного скульптором Иваном Мартосом и открытого на Красной площади в Москве в 1818 году, была трудная биография. И дело не только в том, что в 1931 году ради высвобождения пространства для парадов его передвинули с исторического места к Покровскому собору. Уже при отливке (стремительной — всего за 9 минут) случился инцидент, заметно повлиявший на дальнейшее состояние скульптуры: из формы вылилось 50 пудов металла, и только благодаря тому, что сырье подготовили с очень большим запасом, эту потерю удалось сразу восполнить. Однако в структуре бронзы все равно возникли дефекты литья, которые за два прошедших века усугубились. К концу ХХ столетия было очевидно, что скульптуру пора реставрировать.

Для реставрации был выстроен специальный павильон. Фото: Государственный исторический музей
Для реставрации был выстроен специальный павильон.
Фото: Государственный исторический музей

Удивительно, но этого никогда прежде не делали комплексно. Мешали административные проблемы. Как рассказал директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин, монумент был фактически бесхозным. Только в 2016 году, когда памятник передали в оперативное управление Историческому музею, планы на реставрацию начали становиться реальными. ГИМ стал готовить документацию и собирать средства (в том числе народные, всего потребовалось 55 млн руб.). В 2018–2019 годах были проведены комплексные научные исследования, включая историко-архивные и инженерно-конструкторские. Наконец, в 2021 году работы начались. Причем 18-тонную статую не стали перевозить, реставрационно-монтажный стол поставили прямо рядом с ней, на Красной площади, и над всем этим возвели отапливаемый павильон-мастерскую с мощными монтажными балками.

К этому моменту памятник был практически в «предынфарктном состоянии», по словам Дениса Косицина, административного директора компании ООО РМ «Наследие», проводившей работы. Реставрировать требовалось все элементы: гранитный постамент с бронзовыми барельефами, плинт (плита основания статуи) и собственно фигуры.

В самом плохом, аварийном состоянии был плинт, как рассказал нам Павел Котельников, научный руководитель реставрации памятника, завотделом научной реставрации произведений из металла Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР). «Мы успели вовремя», — говорит он. Железные подкладки под плинтом расслоились, причем, поскольку черный металл, коррозируя, увеличивается в объеме в пять раз, эти деформации начали разрушать памятник. В итоге было принято решение отлить новый каркас и установить его внутрь плинта для его укрепления. Также для усиления плинта в него добавили около 500 кг медной массы.

Собственно бронзовые фигуры также были в плачевном состоянии. Технологические дефекты усугубились пребыванием на открытом воздухе — вся поверхность оказалась в кавернах. Одной из фигур пришлось сделать «трепанацию», настолько ветхой была бронза на ее макушке. В итоге большой фрагмент головы удалили и заменили новой отливкой. Заново была отлита и наушина шлема князя Дмитрия Пожарского, утраченная в начале 2000-х годов.

Памятник Минину и Пожарскому. Фото: Государственный исторический музей
Памятник Минину и Пожарскому.
Фото: Государственный исторический музей

«Памятник коррозировал как снаружи, так и внутри, причем внутри крайне активно», — говорит Котельников. Причина в том, что со времен отливки внутри пустотелых фигур сохранились вспомогательные компоненты, использовавшиеся при этой процедуре: металлический литьевой каркас и формовочная масса (смесь глины и кирпичной крошки). Фигура Кузьмы Минина, например, была ниже пояса забита этой массой полностью. Вообще для скульптуры нормально, если формовочная масса остается внутри, но в данном случае, поскольку снаружи просочилась влага, это оказалось крайне опасно.

Железо начало ржаветь, гигроскопичная формовочная масса — разбухать, бронза, соприкасавшаяся с черным металлом, разрушалась. Реставраторы удалили всю массу через технологические отверстия (вышло около 500 кг), а также сняли остатки корродированного каркаса. Теперь пустотелые фигуры действительно стали пустыми внутри.

Также требовалось укрепить гранитный постамент. Его перебрали, гранит законсервировали. Реставрации подверглись установленные на постаменте бронзовые барельефы. В 2001 году один из них, с изображением изгнания поляков, упал. Чересчур любопытный турист, возможно спровоцировавший падение, погиб, а сам рельеф растрескался. Новые крепления барельефов, вместо утраченных исторических, специально сделаны максимально надежно. Медные буквы посвятительной надписи также расчистили, несколько утраченных пришлось воссоздать. Укрепили и фундамент.

Фрагмент рельефа на основании памятника Минину и Пожарскому. Фото: Государственный исторический музей
Фрагмент рельефа на основании памятника Минину и Пожарскому.
Фото: Государственный исторический музей

В завершение скульптура подверглась комплексному патинированию в тех местах, где это было необходимо, а также укреплению сохранившейся патины. Оттенок бронзы сейчас таков, каким и должен быть после удаления всех техногенных корок, однако к весне следующего года цвет уже немножко изменится по естественным причинам. 

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
3
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
4
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
5
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы
22.03.2023
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
6
Храм чистоты превратился в храм искусства
Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства
06.03.2023
Храм чистоты превратился в храм искусства
7
«Последний день Помпеи» уходит на реставрацию
Картину Карла Брюллова из собрания Государственного Русского музея планируют очистить от потемневшего лака и поздних записей
22.03.2023
«Последний день Помпеи» уходит на реставрацию
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+