18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Памятник «Минин и Пожарский» спасен вовремя

И сама скульптурная группа, и рельефы на ее основании полностью отреставрированы. Фото: Государственный исторический музей
И сама скульптурная группа, и рельефы на ее основании полностью отреставрированы.
Фото: Государственный исторический музей
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Шедевр русского классицизма и первый памятник, поставленный в Москве, торжественно открывается после масштабной реставрации 4 ноября. К моменту начала комплексных работ скульптура была в критическом состоянии

По сути, реставрация, длившаяся около года, завершена уже сейчас: в конце лета реставрационный павильон был разобран, начались работы по благоустройству территории. Осталось до конца октября завершить полировку гранитного постамента и золочение букв памятной надписи. Торжественное открытие памятника гражданину Минину и князю Пожарскому, посвященного предводителям второго народного ополчения 1612 года, а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России, состоится в День народного единства, отмечающий эти события.

У памятника, созданного скульптором Иваном Мартосом и открытого на Красной площади в Москве в 1818 году, была трудная биография. И дело не только в том, что в 1931 году ради высвобождения пространства для парадов его передвинули с исторического места к Покровскому собору. Уже при отливке (стремительной — всего за 9 минут) случился инцидент, заметно повлиявший на дальнейшее состояние скульптуры: из формы вылилось 50 пудов металла, и только благодаря тому, что сырье подготовили с очень большим запасом, эту потерю удалось сразу восполнить. Однако в структуре бронзы все равно возникли дефекты литья, которые за два прошедших века усугубились. К концу ХХ столетия было очевидно, что скульптуру пора реставрировать.

Для реставрации был выстроен специальный павильон. Фото: Государственный исторический музей
Для реставрации был выстроен специальный павильон.
Фото: Государственный исторический музей

Удивительно, но этого никогда прежде не делали комплексно. Мешали административные проблемы. Как рассказал директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин, монумент был фактически бесхозным. Только в 2016 году, когда памятник передали в оперативное управление Историческому музею, планы на реставрацию начали становиться реальными. ГИМ стал готовить документацию и собирать средства (в том числе народные, всего потребовалось 55 млн руб.). В 2018–2019 годах были проведены комплексные научные исследования, включая историко-архивные и инженерно-конструкторские. Наконец, в 2021 году работы начались. Причем 18-тонную статую не стали перевозить, реставрационно-монтажный стол поставили прямо рядом с ней, на Красной площади, и над всем этим возвели отапливаемый павильон-мастерскую с мощными монтажными балками.

К этому моменту памятник был практически в «предынфарктном состоянии», по словам Дениса Косицина, административного директора компании ООО РМ «Наследие», проводившей работы. Реставрировать требовалось все элементы: гранитный постамент с бронзовыми барельефами, плинт (плита основания статуи) и собственно фигуры.

В самом плохом, аварийном состоянии был плинт, как рассказал нам Павел Котельников, научный руководитель реставрации памятника, завотделом научной реставрации произведений из металла Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР). «Мы успели вовремя», — говорит он. Железные подкладки под плинтом расслоились, причем, поскольку черный металл, коррозируя, увеличивается в объеме в пять раз, эти деформации начали разрушать памятник. В итоге было принято решение отлить новый каркас и установить его внутрь плинта для его укрепления. Также для усиления плинта в него добавили около 500 кг медной массы.

Собственно бронзовые фигуры также были в плачевном состоянии. Технологические дефекты усугубились пребыванием на открытом воздухе — вся поверхность оказалась в кавернах. Одной из фигур пришлось сделать «трепанацию», настолько ветхой была бронза на ее макушке. В итоге большой фрагмент головы удалили и заменили новой отливкой. Заново была отлита и наушина шлема князя Дмитрия Пожарского, утраченная в начале 2000-х годов.

Памятник Минину и Пожарскому. Фото: Государственный исторический музей
Памятник Минину и Пожарскому.
Фото: Государственный исторический музей

«Памятник коррозировал как снаружи, так и внутри, причем внутри крайне активно», — говорит Котельников. Причина в том, что со времен отливки внутри пустотелых фигур сохранились вспомогательные компоненты, использовавшиеся при этой процедуре: металлический литьевой каркас и формовочная масса (смесь глины и кирпичной крошки). Фигура Кузьмы Минина, например, была ниже пояса забита этой массой полностью. Вообще для скульптуры нормально, если формовочная масса остается внутри, но в данном случае, поскольку снаружи просочилась влага, это оказалось крайне опасно.

Железо начало ржаветь, гигроскопичная формовочная масса — разбухать, бронза, соприкасавшаяся с черным металлом, разрушалась. Реставраторы удалили всю массу через технологические отверстия (вышло около 500 кг), а также сняли остатки корродированного каркаса. Теперь пустотелые фигуры действительно стали пустыми внутри.

Также требовалось укрепить гранитный постамент. Его перебрали, гранит законсервировали. Реставрации подверглись установленные на постаменте бронзовые барельефы. В 2001 году один из них, с изображением изгнания поляков, упал. Чересчур любопытный турист, возможно спровоцировавший падение, погиб, а сам рельеф растрескался. Новые крепления барельефов, вместо утраченных исторических, специально сделаны максимально надежно. Медные буквы посвятительной надписи также расчистили, несколько утраченных пришлось воссоздать. Укрепили и фундамент.

Фрагмент рельефа на основании памятника Минину и Пожарскому. Фото: Государственный исторический музей
Фрагмент рельефа на основании памятника Минину и Пожарскому.
Фото: Государственный исторический музей

В завершение скульптура подверглась комплексному патинированию в тех местах, где это было необходимо, а также укреплению сохранившейся патины. Оттенок бронзы сейчас таков, каким и должен быть после удаления всех техногенных корок, однако к весне следующего года цвет уже немножко изменится по естественным причинам. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гульбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гульбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+