18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как художницы эпохи революций ломали стереотипы

Энн Гере. Портрет (возможно, автопортрет) художницы с портфолио. 1793. Фото: Wikimedia Commons
Энн Гере. Портрет (возможно, автопортрет) художницы с портфолио. 1793.
Фото: Wikimedia Commons
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Больше тысячи имен собрала Пэрис Спайс-Ганс, рассказывая о женщинах, участвовавших в европейских выставках между 1760 и 1830 годами. Из этого исследования возникает картина, не очень соответствующая привычным представлениям о «женском искусстве»

Когда говорят о женщинах в искусстве, обычно ссылаются на эссе 1971 года Линды Нохлин «Почему не было великих художниц?». Но, как справедливо отмечает Пэрис Спайс-Ганс, независимая исследовательница и автор новой книги «Революция на холсте: художницы на подъеме в Британии и Франции 1760–1830-х годов», то был призыв к действию, попытка изменить ситуацию. Прошло более полувека — и что поменялось с тех пор? Ответ: многое. В мире изданы горы монографий и проведено множество выставок, посвященных художницам из истории, их работы стали прибыльным товаром на арт-рынке. Однако остается вопрос, как оценивать их карьеру. Каковы были их место и вклад в художественный мир, в котором они жили? И в какой степени современная мода на их работы — просто галочка в графе «разнообразие», а не подлинное признание?

Свежая книга призвана вписать художниц, работавших в Великобритании и Франции между 1760 и 1830 годами — в «эпоху революций», в искусствоведческий дискурс, связанный с тем временем. Как утверждает Спайс-Ганс, эта задача требует большей интеллектуальной внятности, чем просто углубление и расширение биографических познаний. В основе ее обзора лежит подробный анализ отчетов о публичных выставках в Лондоне и Париже, главным образом в Королевской академии художеств Великобритании и Академии живописи и скульптуры Франции.

Paris Spies-Gans. A Revolution on Canvas: The Rise of Women Artists in Britain and France 1760–1830. Paul Mellon Centre; Yale. 384 с.: 157 цв. и ч/б ил. £45, $55. На английском языке
Paris Spies-Gans. A Revolution on Canvas: The Rise of Women Artists in Britain and France 1760–1830. Paul Mellon Centre; Yale. 384 с.: 157 цв. и ч/б ил. £45, $55. На английском языке

Исследовательские данные представлены в виде диаграмм и графиков, что необычно для книги по истории искусств. Это эффективный способ подчеркнуть, что такие выдающиеся живописцы, как Ангелика Кауфман и Элизабет Виже-Лебрен, были не исключением в «мужском мире», а частью долгой, но подзабытой истории. Женщины постоянно участвовали в выставках того времени: более 800 художниц в Лондоне и не менее 400 в Париже. Суммарно в книге так или иначе упомянуто 1,2 тыс. женских имен. Это удивительная статистика: она разрушает клишированные представления о художницах как о малочисленной группе с полупрофессиональной карьерой.

Спайс-Ганс рассматривает тот период как время первого коллективного подъема женщин, избравших своим поприщем изобразительное искусство. Где они обу­чались, какие работы выбирали для показов, с кем контактировали в профессиональной среде и как вырабатывали коммерческую хватку, а также каких стратегий придерживались для преодоления препятствий, связанных с их полом, — все эти вопросы рассматриваются в шести главах книги.

Предвзятые суждения здесь постоянно берутся под сомнение.

Например, вместо якобы характерных для женского искусства «натюрмортов» и «цветов» большинство художниц предпочитали экспонировать портреты. Пора­зительный портрет герцогини Девонширской в образе богини Луны Синтии (1781–1782), написанный Марией Косуэй, умело сочетает элементы «гламура», истории и литературного рассказа. Аделаида Лабиль-Гияр, одна из четырех женщин, принятых тогда во французскую Академию, изображает себя за мольбертом с двумя внимательными ученицами позади. Такого рода автопортретов или изображений коллег-художниц, запечатленных в творческом процессе, известно множество.

Другое подвергнутое критике предубеждение — что женщины в большинстве своем не занимались исторической живописью. Будто бы у них совсем не было доступа к фундаментальным урокам рисования с натуры, и вдобавок, как утверждали в то время, им не хватало «изобретательности». Между тем Анжелика Монже, ученица Жака-Луи Давида, была одной из многих француженок, которые создавали большие многофигурные композиции. При этом чаще всего выбирались сюжеты, где главными героинями были женщины. В таком контексте решение Ангелики Кауфман изобразить на картине «Рисунок» — одной из четырех аллегорий для потолка Королевской академии в Лондоне — женщину, а не мужчину внезапно приобретает больший вес.

Аделаида Лабиль-Гияр. Автопортрет с двумя ученицами. 1785. Фрагмент. Фото: Met
Аделаида Лабиль-Гияр. Автопортрет с двумя ученицами. 1785. Фрагмент.
Фото: Met

В поддержку центральной идеи Спайс-Ганс не классифицировать художниц по якобы типичным их признакам «Революция на холсте» проиллюстрирована в основном портретами и историческими картинами, которые могут стать откровением для читателя. Среди них работы Мари-Гийемин Бенуа, Мари-Женевьевы Бульяр, Мари-Дениз Вильер, Мари-Николь Дюмон (также известной как Вестье), Мари-Виктуар Лемуан, Констанции Майер, Адель Романи. И хотя стремление избежать стереотипов похвально, но, возможно, акцент на исторической и портретной живописи — несмотря на то, что именно они и были двумя важнейшими жанрами эпохи, — означает некоторое искажение истины. В действительности женщины все же писали и натюрморты, и цветы, и портретные миниатюры. Кстати, а где пейзаж? Весьма популярный жанр в тогдашнем Лондоне, но совершенно не обсуждаемый автором.

Контекстом для растущего стремления женщин к творческой карьере и публичности послужила сама эпоха — революционные потрясения, вызвавшие дебаты о демократии и гражданском обществе, которые, в свою очередь, затронули тему женских прав. Спайс-Ганс признает парадокс: творческая свобода художниц в то время росла, однако политическая демократия на них не распространялась. И еще одно неизбежное противоречие в книге, посвященной художницам, — призыв автора встроить их истории в более широкие искусствоведческие нарративы. То есть Спайс-Ганс рассматривает их отдельно — с целью перестать рассматривать их отдельно в дальнейшем. Это, безусловно, конечная цель. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+