18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рыцарские турниры за тысячу лет: от крестоносцев до реконструкторов

Миниатюра из произведения «Фрейдал», посвященного турнирам. Около 1512–1515. Фото: Wikimedia Commons
Миниатюра из произведения «Фрейдал», посвященного турнирам. Около 1512–1515.
Фото: Wikimedia Commons
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Вышел коллективный труд о традициях и эстетике рыцарских состязаний. В 15 эссе речь идет о множестве градаций в диапазоне от военизированного тренинга до великосветского ритуала — с использованием исторических эпизодов и большого иллюстративного ряда

Идея рыцаря глубоко сидит в нашем культурном воображении. «Нежный рыцарь», вечно «скачущий по земле», как в произведениях английских поэтов Джеффри Чосера и Эдмунда Спенсера, продолжает формировать наше понимание средневекового мира. Однако книга «Турниры: тысяча лет рыцарства» рассматривает этот феномен далеко за пределами романтизированного образа. Она представляет собой собрание из 15 эссе, написанных разными специалистами, — от вводной главы «От войны к зрелищам» Ричарда Барбера до «Рыцаря XXI века» Тобиаса Кэпвелла.

Несколько глав посвящены изменениям формы и функций турнира во времени. В частности, Барбер изучает его появление в виде практической подготовки к вой­не и последующее превращение во что-то более сложное, сочетающее в себе элементы спорта, повествования и светского общения.

Tournaments: A Thousand Years of Chivalry/Stefan Krause, ed. Thomas Del Mar. 278 с.: 131 цв. и 40 ч/б ил. £85. На английском языке
Tournaments: A Thousand Years of Chivalry/Stefan Krause, ed. Thomas Del Mar. 278 с.: 131 цв. и 40 ч/б ил. £85. На английском языке

Придворные турниры давали поводы для зрелищ, музыки и замысловатого искусства конного балета, как отмечает Мария-Луиза фон Плессен в главе «Танцы с лошадьми». Турниры также формировали центральный аспект аристократической идентичности, что находит отражение, например, в выразительном портрете кисти Перегрина Берти, изобразившего дворянина тюдоровской эпохи, барона Уиллоуби де Эресби. Необходимо упомянуть, что книга прекрасно иллюстрирована.

Большое удовольствие доставят описания всевозможных деталей. Например, символических тонкостей орденского пояса, или перевязи, который носили члены кастильского ордена Перевязи. Правила этого ордена стали первым в Западной Европе письменным систематизированным регламентом для турниров и поединков, как описывается в главе Ноэля Фаллоуза, и включали руководство по продуктам питания, которых следует избегать ради крепкого здоровья, особенно «грязных и подлых фруктов и овощей».

Рыцарский шлем (салад) Людовика II, короля Венгрии и Богемии. Начало XVI в. Фото: Metropolitan Museum of Art
Рыцарский шлем (салад) Людовика II, короля Венгрии и Богемии. Начало XVI в.
Фото: Metropolitan Museum of Art

Для всех, кто пытался понять смысл экспонирования оружия и доспехов в музеях по всему миру, книга проливает свет на разновидности, развитие и функциональность этих предметов. Они показаны во всей своей красе, с искусным декором, подчеркивающим связь между насилием, хвастовством и средством индивидуализации.

Ностальгическое чувство наверняка вызовет рассказ Джонатана Тавареса о турнире Эглинтона, проведенном в замке Эглинтон в Шотландии в 1839 году. В то время турниры по-прежнему были связаны с представлениями о национальном характере; попытки их возрождения в виде спорта предпринимались в XIX и XX веках по всей Европе и в США. Например, эссе Николаса Баптиста о Бельгии начала XX века демонстрирует, как бургундское наследие использовалось для формирования национальной идентичности при помощи историко-тематических конкурсов и тщательно срежиссированных реконструкций турниров прошлого.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+