В следующем году Альметьевск, город в Татарстане, отметит 70-летие. Своим стремительным развитием он обязан нефтяному бизнесу. Здесь располагается штаб-квартира «Татнефти» (539-е место в списке крупнейших компаний мира Forbes Global 2000), и она решительно окружает население заботой. Город, где живет всего 160 тыс. человек, обладает столичной инфраструктурой. Даже если не брать в расчет четыре мегамаркета и «Леруа Мерлен», здесь есть полдюжины вузов, драматический театр, ипподром, городская зона отдыха с пляжем с белоснежным песком (это при среднегодовой температуре +4 градуса по Цельсию) и самая протяженная в России сеть велодорожек — 260 км! Ничего удивительного, что и программа паблик-арта «Сказки» в Альметьевске воплощается с размахом.
Она стартовала в 2017 году. Целью программы было не просто украшение стен многоэтажек и общественных зданий живописью, но с помощью монументального искусства фиксация «гения места», определение локальной идентичности, вдохновение жителей на творчество и пробуждение в них гордости малой родиной. «Для нас очень важен „теплый контур“ программы, а именно участие в ней горожан, — говорит куратор Екатерина Удалова. — Они делятся собственными историями, осваивают новые навыки, рисуют, водят экскурсии — раскрывают свои таланты, влияя вместе с художниками и экспертами на облик города, устанавливая с ним глубокую творческую и эмоциональную связь».
К реализации программы, которой занимались бюро «Новь» и Институт исследования стрит-арта привлекли более 50 специалистов, в том числе архитекторов, историков, социологов, художников. Первый этап включал глубокое антропологическое исследование, которое установило множество фольклорных, ускользающих от сухой статистики моментов. Например, что жители считают свой лежащий в низине, закрытый от непогоды город райским местом (фраза «Элмəт жэннэт», по-татарски «альметьевский рай», хорошо им знакома), что местный дух-покровитель выглядит как дедушка — бабай, даже у молодежного клуба есть Хоккей-бабай (объясняется это в том числе тем, «что Бабаем в республике называли первого президента Минтимера Шаймиева»). В Альметьевске сильны ностальгия и романтизация первых шагов нефтяного промысла, существует немало мифов о волшебном (или уж точно неземном, космическом) происхождении нефти.
Название программы заимствовали из старинной татарской «Сказки о золотых яблоках», суть которой заключается в том, что главное богатство человека — его дети. «Яблоко» по-татарски — «алма», что также созвучно имени города. В своей художественной практике участники соединили древнюю татарскую культуру и реалии современного Альметьевска, расцветшего на главном богатстве края — нефти.
В 2017 году в городе появились первые четыре арт-объекта. В 2018-м было выполнено 25 (!) гигантских панно. К работе над рядом из них привлекли горожан, и эта практика стала впоследствии постоянной. В 2019-м «Сказки» вышли на международный уровень: сюда приехали итальянец Hitnes, испанец Антонио Сегура aka DULK, художник из Уругвая, уроженец Венесуэлы Николас Санчес, известный под ником AlfAlfa, греческий живописец Fikos, который использует в работе техники и элементы византийской школы, иранец MEHDI Ghadyanloo, представленный в галерее Gagosian. В Альметьевске начали готовить экскурсоводов (курс #гидпосказкам). Появились лазерная инсталляция «Нокта» и медиаскульптура «Солнечный факел».
Разразившаяся в 2020 году пандемия скорректировала планы — два сезона «Сказок о золотых яблоках» так или иначе были посвящены врачам и пациентам, боровшимся с COVID-19. Но при этом начали работать Almet media lab и лаборатория Designworkout, а также продолжилась работа по превращению городской котельной в Индустриальный сквер.
Пятый сезон, который завершится весной 2023 года, включает множество мероприятий: встречи и мастер-классы с художниками, лекции, экскурсии, открытие Индустриального сквера со скейт-парком. На сегодняшний день в городе более 40 муралов, началось строительство арт-резиденции.
Среди безусловных must-see отметим гигантское (1,5 тыс. кв. м) панно «Без контакта» рязанского художника Александра Дёмкина aka Dyoma21 на стенах гипермаркета «Магнит» по улице Нефтяников, 18. Панно презентует образы современных горожан. «Фишка» работы — в диджитал-искажении, в том, что называют «глитч-артом». Местоположение мурала остроумно напоминает о торговой славе Альметьевска, где в XIX веке проходила большая ярмарка.
Панно «Защитник» художника Fikos отсылает к распространенному у разных народов образу сказочного героя, победившего дракона. Стилистика заставляет вспомнить предренессансную живопись, хотя автор в качестве ориентира называет византийские иконы.
«Госпожа Гусыня» в национальном костюме и расшитом фартуке — творение Николаса Санчеса — наследует фольклорным образам: согласно татарским преданиям, гусыня — олицетворение добродетельного и деятельного женского начала, символ домашнего уюта.
То, что за пять лет сделали энтузиасты паблик-арта и сознательные бизнесмены в Альметьевске, конечно, поразительно: на пустом месте, буквально из воздуха, из устных преданий, они создали город — важный культурный центр, на который просто любопытно съездить посмотреть.