18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Звездные проекты и смотры по разнарядке: выставочные хроники музея на Волхонке

Выставка «Сокровища гробницы Тутанхамона». Подготовка золотой маски Тутанхамона к экспонированию. 1973. Фото: Отдел визуальной информации ГМИИ им. А.С.Пушкина
Выставка «Сокровища гробницы Тутанхамона». Подготовка золотой маски Тутанхамона к экспонированию. 1973.
Фото: Отдел визуальной информации ГМИИ им. А.С.Пушкина
№ 105, октябрь 2022
№ 105
Материал из газеты

Двухтомник, посвященный выставкам ГМИИ им. А.С.Пушкина за целое столетие, насыщен не только перечнями, но и описаниями событий, давних и не очень. Многие факты из этой летописи воспринимаются сегодня как драматические

Когда-то очереди на выставки в Пушкинский музей называли самыми культурными очередями в СССР. Не без кокетства это писалось и произносилось, конечно, но для советской интеллигенции те показы действительно служили «окном в мир» — в данном случае мир музейный и, шире, художественный. Актуальные арт-процессы оставались, как правило, за рамками гастрольных выставок, зато древнее, классическое и модернистское искусство преподносилось довольно щедро. Иногда — сенсационно, как это было, например, с «Джокондой» Леонардо да Винчи или с сокровищами из гробницы Тутанхамона.

А ведь изначально Иван Цветаев (1847–1913) не предполагал, что в будущем Музее изя­щных искусств на Волхонке начнут проводить временные выставки. Помещения для них даже и архитектурным проектом не предусматривались. Но всего через год с небольшим после смерти основателя музея, в декабре 1914-го, в торжественном Зале русской славы (мы его знаем сейчас как Белый зал) открылась персональная выставка скульптора Анны Голубкиной (1864–1927), получившая сообразное моменту название «В пользу раненых». И действительно, весь доход от нее пошел именно на эти цели, хотя Анна Семеновна и сама крайне нуждалась в средствах. Кстати, по соседству со скульптурной экспозицией, прямо в здании музея, были размещены и военный лазарет, и швейная мастерская для армейских нужд… Вот с того эпизода и пошел отсчет здешних выставок.

Беляева А. Музей на фоне меняющейся эпохи: выставочная деятельность Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина за 100 лет. Т. 1. М.: Индрик, 2021. 558 с.: ил. Т. 2. М.: Индрик, 2021. 672 с.
Беляева А. Музей на фоне меняющейся эпохи: выставочная деятельность Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина за 100 лет. Т. 1. М.: Индрик, 2021. 558 с.: ил. Т. 2. М.: Индрик, 2021. 672 с.

Связанным с ними хроникам посвящен двухтомный труд искусствоведа Ады Беляевой «Музей на фоне меняющейся эпохи: выставочная деятельность Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина за 100 лет». Это фундаментальная летопись, на создание которой автора еще в 2011 году благословила Ирина Антонова (1922–2020), тогда действующий директор ГМИИ. Краткий, по сути перечислительный, вариант летописи был опубликован год спустя, к 100-летию музея, а в нынешних книгах — результаты долгих последующих изысканий.

Если первый том издания содержит слитное историческое повествование, причем богато иллюстрированное, то второй представляет собой аннотированный текстовый каталог всех музейных выставок — их насчитывается около 2 тыс. Здесь собраны справочные материалы. Перечисления авторов и устроителей, названия разделов, краткие характеристики экспонатов — это, разумеется, не те сведения, которые могли бы вызвать ажиотажный интерес у массовой аудитории, но они важны с научной точки зрения. Многие факты, кстати, пришлось устанавливать по разрозненным источникам: всеохватного архива музейных выставок прежде не существовало.

«Сикстинская мадонна» Рафаэля на «Выставке картин Дрезденской галереи». 1955. Фото: Отдел визуальной информации ГМИИ им. А.С.Пушкина
«Сикстинская мадонна» Рафаэля на «Выставке картин Дрезденской галереи». 1955.
Фото: Отдел визуальной информации ГМИИ им. А.С.Пушкина

И по сухим перечням из второго тома, и по увлекательным рассказам из первого очень заметно: «репертуарные» коллизии тесно переплетались с обстоятельствами политической жизни страны. Еще в 1920-е годы музею регулярно навязывали разного рода пропагандистские мероприятия вроде «Антиалкогольной выставки», а после того, как в 1931 году здесь прошел конкурсный показ архитектурных проектов будущего Дворца Советов, идеология начала затмевать буквально все. Сотрудники пытались этому противостоять: в 1932 году устроили персоналку Владимиру Татлину, уже остро критикуемому, а в 1936-м настояли на большом экспозиционном оммаже к юбилею Рембрандта. Собственно, на Рембрандте внеидеологический, сугубо художественный пунктир и оборвался, больше музею ничего подобного делать не позволяли. А в 1949 году здание и вовсе было отдано под «Выставку подарков Сталину», которая тут же начала претендовать на «вечность». Отметим, что этой главе в истории музея — не самой достославной, конечно, — Ада Беляева все равно посвятила подробный рассказ. Летопись так летопись.

Открытие «Выставки картин Дрезденской галереи» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. В первом ряду (третья слева) — научный сотрудник И.А. Антонова, будущий директор ГМИИ им. А.С. Пушкина. 2 мая 1955. Фото: Отдел визуальной информации ГМИИ им. А.С.Пушкина
Открытие «Выставки картин Дрезденской галереи» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. В первом ряду (третья слева) — научный сотрудник И.А. Антонова, будущий директор ГМИИ им. А.С. Пушкина. 2 мая 1955.
Фото: Отдел визуальной информации ГМИИ им. А.С.Пушкина

В середине 1950-х в залы на Волхонке все-таки вернулась постоянная музейная экспозиция; публике предъявили шедевры Дрезденской галереи, передаваемые в ГДР, и даже показали сенсационную выставку Пабло Пикассо. А потом настала эпоха Ирины Антоновой — с гастролями из важнейших мировых музеев, с «Москвой — Парижем», «Декабрьскими вечерами» и «Сокровищами Трои». Даже не станем замахиваться на цитирование ярких эпизодов из той поры: слишком много их набирается. Хронологическая линия событий доведена и до директорства Марины Лошак, но только доведена. Надо полагать, тут со временем понадобится следующий летописец — или тот же самый, но с новым прицелом.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
04.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+