18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Цена поэзии в рублях и тоннах словесной руды

Поэт Владимир Маяковский. 1929. Фото: Архив ТАСС
Поэт Владимир Маяковский. 1929.
Фото: Архив ТАСС
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Вышло факсимиле книги Владимира Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии» 1926 года с дизайном Александра Родченко. Воспроизведение раритета — только часть нынешнего издания, насыщенного исследованиями и обстоятельными комментариями

После самоубийства Владимира Маяковского немедленно начались разговоры о причинах трагедии. Как ни странно, называли и финансовые сложности. Вот строки из сообщения агента ОГПУ «Арбузова»: «Говорят, налог был 22 000 рублей. Это страшно угнетало Маяковского. Чтобы заплатить его, надо было все продавать. […] Подход фин­инспекции к Маяковскому находили бестактным и безобразным». Вопрос уплаты налогов упоминался и в его предсмертном письме: «В столе у меня 2000 руб. — внесите в налог. Остальное получите с Гиза». Во все репрезентативные сборники Маяковского включают «Разговор с фининспектором о поэзии», который написан как риторический монолог-манифест.

Именно вопросам финансовым — доходам поэта и его взаимоотношениям с Наркомфином — посвящено фундаментальное сериальное издание.

Оно, во-первых, обращается к истории книгоиздания в СССР: факсимильно воспроизведена первая и отдельная публикация «Разговора…», выпущенная в июне 1926 года в Тифлисе. Обложку и монтаж делал Александр Родченко. Во-вторых, исследователи рассматривают отношения поэта и налогового ведомства со всевозможных ракурсов. В статьях Андрея Россомахина и Галины Антиповой прослеживается, как причудливо и убедительно переплетены в канве стихотворения финансовая и поэтическая декларации. Леонид Большухин и Оксана Замятина дают подробный социально-бытовой и историко-литературный комментарий к стихотворению, а также рассматривают образ фининспектора в советской литературе. Мария Раевская публикует и комментирует корпус финансовых и налоговых документов из архива Маяковского. Тот же Россомахин обозревает визуальное и иное сопровождение стихотворения и темы исследования: карикатуры, пародии, афиши, обложки, частные документы.

«Разговор с фининспектором о поэзии» Владимира Маяковского: Факсимильное издание. Исследования. Комментарий / Сост., науч. ред. А.А.Россомахин. СПб.: Издательство Европейского университета в СанктПетербурге, 2022. 208 с.: ил. (Серия AvantGarde; вып. 23)
«Разговор с фининспектором о поэзии» Владимира Маяковского: Факсимильное издание. Исследования. Комментарий / Сост., науч. ред. А.А.Россомахин. СПб.: Издательство Европейского университета в СанктПетербурге, 2022. 208 с.: ил. (Серия AvantGarde; вып. 23)

Издание содержит более сотни иллюстраций, которые не только сопровождают текст, но и привносят самостоятельный смысл, хотя и не всегда ясный. Например, нет ответа на вопрос, почему на передней обложке Родченко смонтировал фотопортреты Маяковского как поэта и видного большевика Федора Раскольникова как фининспектора, хотя тот, дипломат, был далек от сферы деятельности Наркомфина. Зато удвоенный на заднем шмуцтитуле фининспектор со «стилом» поэта символизирует, вне сомнений, непрерывно растущую армию советских бюрократов. На задней обложке Родченко монтировал фотографию головы Маяковского и земной шар, который облетают аэропланы. Это изображение иллюстрирует строки о долге поэта перед Бродвейской лампионией, багдадскими небесами, Красной армией и японскими вишнями, но никак не перед налоговыми крючкотворами.

На упомянутом коллаже голова поэта равновелика планете. К середине 1920-х Маяковский стал не просто известным литератором, но и фактически институцией, брендом. Он был одним из основателей и лидером ЛЕФа, участвовал как поэт и художник в рекламных и агитационных кампаниях, колесил по Стране Советов с концертами-лекциями. Эта кипучая и разнообразная деятельность высоко оплачивалась.

Поэт жил на широкую ногу и был окружен, точно большая планета, спутниками.

Такие обстоятельства не оставались без общественной реакции. В печати карикатуристы рисовали Маяковского в окружении халтурщиков-клевретов (см. шарж Энге), Маяковского в роскошном заграничном наряде, с запонками и перстнями (см. шарж Кукрыниксов), Маяковского, разоряющего с коллегами по цеху кассу провинциального издательства (см. шарж Любимова). На концертах зрители постоянно присылали записки с жалобами на дороговизну входных билетов и книг поэта.

Вероятно, отслеживали общественную реакцию и налоговые структуры РСФСР, которые неуклонно повышали сборы с доходов поэта, штрафовали за несвое­временную уплату и вообще не оставляли его без бдительного внимания. Имелся и реальный прототип «собеседника» из стихотворения: исследователи установили, что им был сверст­ник поэта С.А.Журавлев, доживший до 1980 года.

Претензии к поэту основывались на том, что по советским законам доходы литераторов обычно относили к доходам от труда не по найму или вовсе нетрудовым. Потому так и настаивал Маяковский в «Разговоре…» на принадлежности к пролетариату, что это существенно облегчило бы ему налоговое бремя. Хотя в частной переписке к подобному статусу он относился иронически: «По моим наблюдениям я стал ужасно пролетарский поэт: и денег нет, и стихов не пишу». Правда, как показывают подсчеты, в месяц он зарабатывал больше, чем обычный рабочий за год.

Противостояние поэта с налоговым ведомством продолжалось и после публикации «Разговора…». Однако смертельный удар по фининспекторам нанесла сама советская власть. В ходе окончательного сворачивания нэпа грянула и масштабная чистка налогового аппарата, его полномочия были решительно урезаны. Отзывчивые карикатуристы теперь обвиняли фининспекторов в сговорах с нэпманами. Все это происходило в первой половине 1930 года, но поэт Владимир Маяковский не дожил до поражения своих антагонистов.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+