18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Московские атланты обрели былую мощь и мускулатуру

Внешний вид Дома с атлантами теперь близок к первоначальному. Фото: ВМС «Девелопмент»
Внешний вид Дома с атлантами теперь близок к первоначальному.
Фото: ВМС «Девелопмент»
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Окончена реставрация фасадов знаменитого Дома с атлантами на Солянке, который еще пять лет назад пребывал в весьма плачевном состоянии. В отсутствие исторических чертежей многое пришлось воссоздавать по старинным фотографиям

Фасады доходного дома с чайным магазином торгового дома «Д. и А.Расторгуевы», который москвичи уже больше столетия называют Домом с атлантами, освобождены от реставрационного баннера и лесов. Зданию, еще в 2016 году покрытому грязью, граффити и кусками осыпавшейся штукатурки, возвращено все то великолепие, на какое способен псевдоренессанс конца XIX века. Интерьеры также реконструированы, им возвращено былое назначение — быть дорогими квартирами. «Это необыкновенный памятник архитектуры, — сказал глава столичного департамента культурного наследия Алексей Емельянов. — Реставраторы сохранили все уникальные архитектурные элементы, задуманные архитектором и дошедшие до наших дней».

Дом с атлантами в 2009 году. Фото: Wikimedia Commons
Дом с атлантами в 2009 году.
Фото: Wikimedia Commons

Дом был спроектирован Василием Карнеевым в 1882 году. Этот академик архитектуры много строил в Москве, ему также принадлежит авторство проекта склада чаеторговца Алексея Расторгуева в Подколокольном переулке. На Солянке архитектор построил для этого преуспевающего купца доходный малоквартирный (по две квартиры на этаж — элитный, как сказали бы современные застройщики) дом с самым современным техническим оснащением, включая лифт. Внизу находилось помещение магазина, перекрытое железобетонными сводами «по типу Монье», наверх к квартирам вела роскошная лестница. Фасад украшали четыре мощные полуфигуры атлантов.

В 1909 году здание перешло к миллионеру-сахарозаводчику и покровителю искусств Павлу Харитоненко. После революции бывшие доходные квартиры переделали в коммунальные. В 1927 году дом был передан учреждениям здравоохранения и до начала 2000-х находился в распоряжении Минздрава. Дальнейшие смены собственников и застройщиков привели здание (в 2004 году ему был присвоен статус выявленного объекта культурного наследия) к состоянию почти руины. В мае 2018-го состоялся аукцион, и по его результатам определился новый собственник памятника — «ВМС Девелопмент», сразу начавший восстановительные работы.

Дом с атлантами после реставрации. Фото: ВМС «Девелопмент»
Дом с атлантами после реставрации.
Фото: ВМС «Девелопмент»

«Общее состояние отделки фасадов и интерьеров на момент первоначального обследования было неудовлетворительным. Объект был отключен от инженерных сетей, частично утратил окна и двери и постепенно разрушался, — рассказала Марина Селиверстова, главный архитектор проекта. — Наружный декор фасада: фигуры атлантов, филенки с лепниной, фриз венчающего карниза с лепными кронштейнами и масками львов — сохранился, но имел многочисленные утраты». Фигуры атлантов, первоначально выполненные из гипса на металлическом каркасе, много раз покрывали ремонтными слоями штукатурки и побелки, которые к нашему времени потрескались и осыпались; скульптуры были замазаны краской и заклеены объявлениями. «Все имевшиеся трещины и швы на фигурах были расшиты для дальнейшего заливания новым гипсовым составом, была проведена лепка недостающих элементов. Технологом-реставратором было рекомендовано финишное покрытие краской на силикатной основе», — говорит Марина Селиверстова.

К сожалению, чертежи фасадов в архивах не обнаружились, поэтому пришлось опираться только на фотографии первой половины ХХ века. Но на них, например, не определялся рисунок декора кронштейнов четырех маленьких балконов на главном фасаде, и в итоге его выполнили по аналогии с другими зданиями того времени в Москве и Петербурге.

«Монограмма картуша центрального фронтона-аттика также была полностью утрачена, — рассказала главный архитектор проекта. — Для того чтобы воссоздать исторический вид фамильного картуша, я обращалась к Юлии Александровне Расторгуевой, потомку рода Расторгуевых. К сожалению, архивных фотографий у нее не оказалось. С ее слов, картуш в 1970–1980-е годы уже находился в плачевном состоянии. Было принято решение выполнить монограмму по начальной букве „Р“ фамилии основателя доходного дома».

Дом с атлантами после реставрации. Фото: ВМС «Девелопмент»
Дом с атлантами после реставрации.
Фото: ВМС «Девелопмент»

Планировка интерьеров дошла до нас только на уровне несущих стен: слишком уж много приспособлений пережил дом. Хорошо сохранилась парадная лестница: архитектурный декор дверных проемов и десюдепортов, несколько дверей, по образцу которых воссоздали остальные (а также по просьбе заказчика и внутриквартирные двери). Парадный вестибюль был отделан деревянными панелями, они тоже сохранились, хотя и не подлежали восстановлению. По их образцу воссоздали деревянную обшивку полностью. Металлическое лестничное ограждение было срезано, остался лишь один чугунный фигурный столбик. По нему и по архивным фотографиям выполнили рабочие чертежи и воссоздали лестничный декор.

Полностью дом будет сдан в начале 2023 года. Говорят, что помещения первого этажа уже разобраны арендаторами.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+