18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи

Фрагмент таблички с письменами ронго-ронго. Фото: Из книги «"Говорящие дощечки" с острова Пасхи»/СПб.: МАЭ РАН
Фрагмент таблички с письменами ронго-ронго.
Фото: Из книги «"Говорящие дощечки" с острова Пасхи»/СПб.: МАЭ РАН

Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры

Российский ученый Альберт Давлетшин в июньском номере The Journal of the Polynesian Society (Новая Зеландия) опубликовал статью, в которой предложил собственную версию дешифровки письменности острова Пасхи кохау ронго-ронго. Первого октября он выступит с приуроченной к этому открытию публичной лекцией.

Иероглифическая письменность кохау ронго-ронго использовалась жителями острова Пасхи до середины XIX века, однако в тот момент, когда письменностью заинтересовались европейцы, никто из островитян уже не умел ее читать. Общий объем дошедших до нас памятников составляет порядка 15 тыс. иероглифических блоков, что предполагает возможность удачной дешифровки. Последняя представляется важной не только потому, что остров Пасхи — одно из немногих мест на планете, где идея письма была изобретена независимо, но и потому, что кохау ронго-ронго является единственной так называемой доконтактной письменностью Океании, а следовательно, ее тексты содержат уникальную информацию. Сохранившиеся тексты вырезаны по большей части на деревянных табличках. Две таблички и две фигурки с письменами ронго-ронго хранятся в Кунсткамере в Санкт-Петербурге. Они попали в музей благодаря Николаю Миклухо-Маклаю во второй половине XIX века. За предыдущие годы свои варианты расшифровки этой письменности предлагали разные исследователи, в том числе Николай Бутинов и Юрий Кнорозов, Томас Бартель, Ирина Федорова.

справка
Альберт Давлетшин

Кандидат исторических наук, научный сотрудник Института восточных культур и античности РГГУ, старший научный сотрудник Международного центра антропологии НИУ ВШЭ, руководитель семинара «Архаические мифологии» Лаборатории ненужных вещей. Специалист по мезоамериканским письменностям и языкам.

Еще…

В своей работе Давлетшин показывает, что система письма ронго-ронго является словесно-слоговой — иными словами, некоторые знаки передают отдельные слова, в то время как другие — слоги. Приведены аргументы в пользу того, что в основе письменности лежит восточнополинезийский язык, по всей видимости архаическая форма языка рапануи. Давлетшин предлагает версии чтения для 20 знаков, при этом значения 11 из них подтверждаются методом перекрестных чтений, сформулированного Юрием Кнорозовым и использованного им для доказательства расшифровки письменности древних майя.

Ученый Альберт Давлетшин читает иероглифы с пасхальцами. 2016. Фото: Из книги «"Говорящие дощечки" с острова Пасхи»/СПб.: МАЭ РАН
Ученый Альберт Давлетшин читает иероглифы с пасхальцами. 2016.
Фото: Из книги «"Говорящие дощечки" с острова Пасхи»/СПб.: МАЭ РАН

Первого октября в 20:00 в Лаборатории ненужных вещей состоится публичная лекция исследователя под названием «Краткие итоги изучения письменности острова Пасхи», с трансляцией в Zoom. Альберт Давлетшин представит основные положения его статьи, а также новые, еще неопубликованные версии чтения нескольких знаков ронго-ронго.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
5
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
6
Рынок искусства в России в 2024 году: в топе Айвазовский и монеты
Подсчет оборота арт-рынка в России – дело почти невозможное. Однако мы опросили нескольких главных игроков рынка и сделали выводы, главный из которых вполне позитивный – внутренний рынок растет
27.12.2024
Рынок искусства в России в 2024 году: в топе Айвазовский и монеты
7
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+