18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Московский концептуализм теряет своих героев: умерла Елена Елагина

Художница Елена Елагина. Фото: Из архива Елены Елагиной и Игоря Макаревича
Художница Елена Елагина.
Фото: Из архива Елены Елагиной и Игоря Макаревича

Елена Елагина, умершая в Москве 24 сентября, — одна из главных фигур в кругу московского концептуализма. Она прославилась в дуэте со своим мужем Игорем Макаревичем виртуозными инсталляциями-мистификациями

«Наши инсталляции нельзя назвать тотальными», — говорили художники в интервью нашей газете накануне своей большой выставки-ретроспективы в Московском музее современного искусства «Обратный отсчет» два года назад, стараясь очертить свое место в кругу коллег и друзей, образовавших в 1970-е то явление, которое мы сейчас знаем как московский концептуализм. Отличия их стиля от тотальных инсталляций их старшего товарища Ильи Кабакова заслуживают отдельной статьи, можно лишь отметить, что их проекты часто носят эзотерический и фантастический характер художественных мистификаций, где советский миф рассматривается в его не самых очевидных ипостасях. «Мы всегда интересовались такими вещами — идеологией, магией, алхимией», — говорили художники.

Елена Елагина. «Куб Лепешинской». 1996. Фото: Из архива Елены Елагиной и Игоря Макаревича
Елена Елагина. «Куб Лепешинской». 1996.
Фото: Из архива Елены Елагиной и Игоря Макаревича

Одной из героинь инсталляций Елены Елагиной была, например, советская ученая-биолог Ольга Лепешинская, соратница Тимофея Лысенко, придумавшая теорию «живого вещества», чудодейственной панацеи от старения, впоследствии признанную антинаучной. Интерес к таким фигурам, выдвинувшимся в сталинскую эпоху, был отчасти биографическим. Елена родилась в Москве в 1949 году в семье ученых — ее отец был учеником Ивана Мичурина, основателем журнала «Юный натуралист», а мать —ученым-химиком, и, как вспоминала художница, родители придерживались разных взглядов на развитие советской науки и «между ними постоянно происходили пикировки».

Елена Елагина. «Лаборатория великого делания». 1996. Фото: Из архива Елены Елагиной и Игоря Макаревича
Елена Елагина. «Лаборатория великого делания». 1996.
Фото: Из архива Елены Елагиной и Игоря Макаревича

Сама Елена выбрала художественную стезю, и наряду с официальным образованием у нее были наставники и в неофициальном кругу — так, судьба свела ее с художницей Алисой Порет, подругой Даниила Хармса, — то есть с русским абсурдизмом Елена была знакома через одно рукопожатие. В 14 лет ее взял в подмастерья Эрнст Неизвестный, к тому моменту наполовину опальный, наполовину обласканный властью скульптор, она стала работать его ассистентом и помогала, например, в таком знаковом проекте, как оформление кампуса МИЭТ в Зеленограде, получившем Госпремию, — речь шла, в частности, о гигантском скульптурном фризе «Рождение электрона».

Позднее с мужем Игорем Макаревичем они зарабатывали монументальным искусством и даже выполняли такие заказы, как оформление покоев генсека Брежнева в Кремле, но параллельно активно участвовали и в другой, альтернативной и настоящей, художественной жизни. С 1979 года они члены группы «Коллективные действия» и в этом качестве в 2011 представляли Россию на Венецианской биеннале в Русском павильоне, а чуть раньше были участниками основного проекта биеннале «Создавая миры» — с инсталляцией «Русская идея», где в центре была скульптура двуглавого орла, покрытого инеем.

Елена Елагина, Игорь Макаревич. «Место действия». 1979. Фото: Из архива Елены Елагиной и Игоря Макаревича
Елена Елагина, Игорь Макаревич. «Место действия». 1979.
Фото: Из архива Елены Елагиной и Игоря Макаревича

Когда речь идет о творческом и семейном союзе, всегда сложно определить вклад каждого участника. Но в этом случае художники выступали и порознь. Елена Елагина с конца 1980-х делала инсталляции-шарады из слов и объектов, которые она сама звала «работы среднего рода», — такие как «Детское», «Прекрасное», «Высшее адское», и которые коллега Андрей Монастырский называл «метафизическими алтарями». Позднее ее увлекли советские героини вроде упомянутой выше Лепешинской и писательницы-самоучки Новиковой-Вашенцевой. Посвященные им инсталляции интересно рассматривать в русле арт-феминизма, хотя Елена никогда не причисляла себя к апологеткам женского движения.

В своем кругу она занималась и тем, что на советском жаргоне называлось общественной работой, — помогала в перестройку куратору Иосифу Бакштейну организовать Клуб авангардистов (КЛАВА), в «нулевые» возглавила фонд «Художественные проекты», заботившийся в том числе о судьбе архива неофициального искусства, которая оказалась счастливой, — на его основе возник ныне знаменитый архив музея «Гараж».

Елена Елагина. «Дегтярное». Фото: Из архива Елены Елагиной и Игоря Макаревича
Елена Елагина. «Дегтярное».
Фото: Из архива Елены Елагиной и Игоря Макаревича

Их с Игорем художественная судьба тоже кажется успешной — чему во многом способствовало сотрудничество с московской галереей XL. Полсотни персональных выставок, в том числе в лучших музеях, как «В пределах прекрасного» в Третьяковской галерее в 2005 году или феерический блиц в Венском музее истории искусства в 2009 году при поддержке фонда Стеллы Кесаевой, — любой художник может только мечтать выставиться в зале Брейгеля, а с ними это случилось! Венецианская биеннале, почетная премия «Инновация» (2012) за вклад в развитие искусства, первая Московская Арт Премия, врученная дуэту в 2021-м. Наконец, это интерес нового поколения — два года назад группа молодых художников сделала эффектный оммаж-посвящение давнему проекту Елены Елагиной и Игоря Макаревича «Закрытая рыбная выставка», найдя в их концептуальных и ироничных обьектах новые смыслы и источники вдохновения.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+