18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Московский концептуализм теряет своих героев: умерла Елена Елагина

Художница Елена Елагина. Фото: Из архива Елены Елагиной и Игоря Макаревича
Художница Елена Елагина.
Фото: Из архива Елены Елагиной и Игоря Макаревича

Елена Елагина, умершая в Москве 24 сентября, — одна из главных фигур в кругу московского концептуализма. Она прославилась в дуэте со своим мужем Игорем Макаревичем виртуозными инсталляциями-мистификациями

«Наши инсталляции нельзя назвать тотальными», — говорили художники в интервью нашей газете накануне своей большой выставки-ретроспективы в Московском музее современного искусства «Обратный отсчет» два года назад, стараясь очертить свое место в кругу коллег и друзей, образовавших в 1970-е то явление, которое мы сейчас знаем как московский концептуализм. Отличия их стиля от тотальных инсталляций их старшего товарища Ильи Кабакова заслуживают отдельной статьи, можно лишь отметить, что их проекты часто носят эзотерический и фантастический характер художественных мистификаций, где советский миф рассматривается в его не самых очевидных ипостасях. «Мы всегда интересовались такими вещами — идеологией, магией, алхимией», — говорили художники.

Елена Елагина. «Куб Лепешинской». 1996. Фото: Из архива Елены Елагиной и Игоря Макаревича
Елена Елагина. «Куб Лепешинской». 1996.
Фото: Из архива Елены Елагиной и Игоря Макаревича

Одной из героинь инсталляций Елены Елагиной была, например, советская ученая-биолог Ольга Лепешинская, соратница Тимофея Лысенко, придумавшая теорию «живого вещества», чудодейственной панацеи от старения, впоследствии признанную антинаучной. Интерес к таким фигурам, выдвинувшимся в сталинскую эпоху, был отчасти биографическим. Елена родилась в Москве в 1949 году в семье ученых — ее отец был учеником Ивана Мичурина, основателем журнала «Юный натуралист», а мать —ученым-химиком, и, как вспоминала художница, родители придерживались разных взглядов на развитие советской науки и «между ними постоянно происходили пикировки».

Елена Елагина. «Лаборатория великого делания». 1996. Фото: Из архива Елены Елагиной и Игоря Макаревича
Елена Елагина. «Лаборатория великого делания». 1996.
Фото: Из архива Елены Елагиной и Игоря Макаревича

Сама Елена выбрала художественную стезю, и наряду с официальным образованием у нее были наставники и в неофициальном кругу — так, судьба свела ее с художницей Алисой Порет, подругой Даниила Хармса, — то есть с русским абсурдизмом Елена была знакома через одно рукопожатие. В 14 лет ее взял в подмастерья Эрнст Неизвестный, к тому моменту наполовину опальный, наполовину обласканный властью скульптор, она стала работать его ассистентом и помогала, например, в таком знаковом проекте, как оформление кампуса МИЭТ в Зеленограде, получившем Госпремию, — речь шла, в частности, о гигантском скульптурном фризе «Рождение электрона».

Позднее с мужем Игорем Макаревичем они зарабатывали монументальным искусством и даже выполняли такие заказы, как оформление покоев генсека Брежнева в Кремле, но параллельно активно участвовали и в другой, альтернативной и настоящей, художественной жизни. С 1979 года они члены группы «Коллективные действия» и в этом качестве в 2011 представляли Россию на Венецианской биеннале в Русском павильоне, а чуть раньше были участниками основного проекта биеннале «Создавая миры» — с инсталляцией «Русская идея», где в центре была скульптура двуглавого орла, покрытого инеем.

Елена Елагина, Игорь Макаревич. «Место действия». 1979. Фото: Из архива Елены Елагиной и Игоря Макаревича
Елена Елагина, Игорь Макаревич. «Место действия». 1979.
Фото: Из архива Елены Елагиной и Игоря Макаревича

Когда речь идет о творческом и семейном союзе, всегда сложно определить вклад каждого участника. Но в этом случае художники выступали и порознь. Елена Елагина с конца 1980-х делала инсталляции-шарады из слов и объектов, которые она сама звала «работы среднего рода», — такие как «Детское», «Прекрасное», «Высшее адское», и которые коллега Андрей Монастырский называл «метафизическими алтарями». Позднее ее увлекли советские героини вроде упомянутой выше Лепешинской и писательницы-самоучки Новиковой-Вашенцевой. Посвященные им инсталляции интересно рассматривать в русле арт-феминизма, хотя Елена никогда не причисляла себя к апологеткам женского движения.

В своем кругу она занималась и тем, что на советском жаргоне называлось общественной работой, — помогала в перестройку куратору Иосифу Бакштейну организовать Клуб авангардистов (КЛАВА), в «нулевые» возглавила фонд «Художественные проекты», заботившийся в том числе о судьбе архива неофициального искусства, которая оказалась счастливой, — на его основе возник ныне знаменитый архив музея «Гараж».

Елена Елагина. «Дегтярное». Фото: Из архива Елены Елагиной и Игоря Макаревича
Елена Елагина. «Дегтярное».
Фото: Из архива Елены Елагиной и Игоря Макаревича

Их с Игорем художественная судьба тоже кажется успешной — чему во многом способствовало сотрудничество с московской галереей XL. Полсотни персональных выставок, в том числе в лучших музеях, как «В пределах прекрасного» в Третьяковской галерее в 2005 году или феерический блиц в Венском музее истории искусства в 2009 году при поддержке фонда Стеллы Кесаевой, — любой художник может только мечтать выставиться в зале Брейгеля, а с ними это случилось! Венецианская биеннале, почетная премия «Инновация» (2012) за вклад в развитие искусства, первая Московская Арт Премия, врученная дуэту в 2021-м. Наконец, это интерес нового поколения — два года назад группа молодых художников сделала эффектный оммаж-посвящение давнему проекту Елены Елагиной и Игоря Макаревича «Закрытая рыбная выставка», найдя в их концептуальных и ироничных обьектах новые смыслы и источники вдохновения.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+