18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Благопожелания, политика и искусный декор в дальневосточном вкусе

Фрагмент шкафа, декорированного перламутром. Корея, конец XIX в. Состояние после реставрации. Фото: Музеи Московского Кремля
Фрагмент шкафа, декорированного перламутром. Корея, конец XIX в. Состояние после реставрации.
Фото: Музеи Московского Кремля
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Во Всероссийском научно-реставрационном центре имени Грабаря закончена работа с двумя предметами из восточной коллекции Музеев Кремля. Восстановление шкатулки из Японии и шкафа из Кореи потребовало от специалистов ряда неординарных решений

Чернолаковый корейский шкаф конца XIX века и японская шкатулка в стиле намбан XVII века входят в коллекцию восточного искусства Музеев Московского Кремля. Их реставрация только что завершена во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э.Грабаря. Музей планирует показать оба уникальных предмета в своем новом здании на Красной площади, 25 (открытие которого предварительно намечено на 2024 год), но корейский шкаф зрители смогут увидеть раньше — на выставке «Корея и Оружейная палата. История коронационного дара последнему императору» в начале будущего года.

Шкаф, декорированный перламутром. Корея, конец XIX в. Состояние после реставрации. Фото: Музеи Московского Кремля
Шкаф, декорированный перламутром. Корея, конец XIX в. Состояние после реставрации.
Фото: Музеи Московского Кремля

Сведения о происхождении корейского шкафа были давно утеряны, но после исследований выяснилось, что он был подарен Николаю II по случаю его коронации в Москве в 1896 году. Посольство во главе с Мин Ёнхваном стало первым дипломатическим визитом в Европу представителей Кореи, а его цель была гораздо серьезнее протокольной, рассказали в Музеях Кремля. В тот момент японские вой­ска вторглись в Корею, король которой стал пленником в своем же дворце. Опасаясь за жизнь, в феврале 1896-го он вместе с наследником скрылся в русской дипмиссии в Сеуле и провел там почти год. Так что корейское посольство прибыло в том числе для ведения прямых переговоров с российским правительством.

Шкаф представляет собой традиционный предмет корейской мебели, состоящий из двух поставленных друг на друга частей — эта разновидность носит название «нон». Его основа деревянная, декор перламутровый, накладки металлические, внутри он обклеен бумагой — так что над шкафом работали реставраторы из разных отделов. В частности, возрождением перламутрового декора занимались Лариса Гетьман и Светлана Медведева.

«У всех предметов, которые инкрустированы перламутром, возникают одинаковые проблемы: деревянная основа усыхает — перламутровые детали либо отпадают от основы, либо неравномерно отходят от поверхности. Что касается перламутра, то, в отличие от жемчуга, срока годности он не имеет. Это удивительно красивый, яркий материал, но работать с ним сложно: пилится он только закаленным инструментом, при этом сохраняя хрупкость и ломкость. Встречается и зеленый природный перламутр, и голубой, и белый, и розовый, и золотой, и серый, и почти черный. Для восполнения утраченных деталей корейского шкафа нон был выбран перламутр Awabi (морское ушко), близкий по цвету и оптическим свойствам авторскому», — рассказала The Art Newspaper Russia заведующая мастерской реставрации резной кости, художник-реставратор Лариса Гетьман.

Фрагмент шкафа, декорированного перламутром. Корея, конец XIX в. Состояние после реставрации. Фото: Музеи Московского Кремля
Фрагмент шкафа, декорированного перламутром. Корея, конец XIX в. Состояние после реставрации.
Фото: Музеи Московского Кремля

Пластины перламутра пришлось демонтировать, чтобы удалить старый клей, а потом восполнить утраты. «Это необыкновенно сложная и трудоемкая работа, поскольку материал природный и узор, цветовая гамма и преломление света на его поверхности всегда индивидуальны. Перламутровые детали для большей выразительности были гравированы автором, но для соблюдения принципа отличимости гравированный рисунок не восполнялся», — объяснила Лариса Гетьман.

В декоре шкафа использованы изображения особо почитаемых в Корее символов долголетия. Из них наиболее популярны «десять бессмертных»: солнце, скала, вода, облака, сосна, бамбук, водяная черепаха, журавль, олень и «трава вечной молодости». Интересно, что символический смысл изображения на боковых стенках шкафчика остается загадкой. Там опознается растение баррингтония, плоды которой содержат токсичное вещество, обладающее временным парализующим эффектом. Эти плоды используются для хитроумного способа рыбной ловли, причем улов можно спокойно употреблять в пищу. Но что за аллегория подразумевалась художником, неизвестно. Шкаф удалось отреставрировать благодаря финансовой поддержке Фонда культурного наследия Кореи за рубежом.

Японская шкатулка в стиле намбан. XVII век. Фото: Музеи Московского Кремля
Японская шкатулка в стиле намбан. XVII век.
Фото: Музеи Московского Кремля

История шкатулки не менее удивительна. Она относится к ранним образцам японских лаков в стиле намбан, выполненных для европейского рынка в эпоху активных контактов Португалии с Японией с 1570-х до 1630-х годов. Этот чрезвычайно модный для своего времени предмет оказался в Москве в конце XVII века. Шкатулка поступила в Патриаршую ризницу в 1696 году из дома митрополита Крутицкого Тихона, а в российскую столицу была привезена годом ранее епископом Палестинской Андрузской епархии Арсением — в качестве ларца с мощами святых. В музейное собрание Оружейной палаты шкатулка была передана из Патриаршей ризницы в 1920 году.

Как рассказывают в Музеях Кремля, в описях XVII–XVIII веков русские писцы, никогда не видевшие восточных лаков, пытались охарактеризовать этот предмет, сравнивая с привычными и похожими материалами: сургучом, китовым усом и рогом. Дверцы шкатулки украшены изображением петухов — магических птиц, призывающих солнце, отгоняющих злых духов и возвещающих возрождение жизни. Утраченный декор на верхней поверхности решено было не реконструировать, так что в итоге восстановили только ее геометрическую отделку из перламутра.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+