18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новая методика позволяет печатать стекло и сканировать глину

Фрагменты стеклянной чаши. Ялтинский историко-литературный музей. Фото: Реставрационный центр Грабаря
Фрагменты стеклянной чаши. Ялтинский историко-литературный музей.
Фото: Реставрационный центр Грабаря
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

В московском Центре имени Грабаря разработан инновационный метод реставрации и реконструкции археологического стекла с использованием 3D-технологий. Он позволяет воссоздавать первоначальный облик даже самых руинированных предметов

Древнее, в частности античное, стекло обычно доходит до нас в состоянии разрозненных фрагментов, которые археологи кропотливо извлекают из раскопов. Такие фрагменты нередко подвержены сильной коррозии и могут по тонкости и хрупкости достичь состояния бумажного листа. Все это делает работу с археологическим стеклом очень сложной, и многие экспонаты так и хранятся в музейных запасниках в виде кучки осколков.

Методика, разработанная Екатериной Шарковой, заведующей мастерской реставрации керамики и стекла Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря, позволяет возвращать к экспозиционному виду и вводить в научный оборот самые руинированные предметы. В мастерской довольно давно прибегают к 3D-реконструкции. Например, для экспозиции музея Чудова монастыря в Кремле был воссоздан горшок из грубой керамики раннего железного века: аналогичный горшок (довольно кривой) заказали современному гончару и на его поверхности закрепили найденные при раскопках фрагменты — так, что зритель получает полное представление об исходной форме сосуда. Метод совершенствовался, и для реставрации уникальной сирийской средневековой чаши с утраченной ножкой из Переславль-Залесского музея-заповедника была использована печать на 3D-принтере. Форму реконструировали на основе аналогий (подобная почти целая чаша есть в Метрополитен-музее в Нью-Йорке) и на нее смонтировали несколько подлинных фрагментов. Дело было три года назад, с тех пор технологии объемной печати усовершенствовались, стала доступной печать из прозрачных пластиков.

Блюдо рыбное чернолаковое. Ялтинский историко-литературный музей. Фото: Реставрационный центр Грабаря
Блюдо рыбное чернолаковое. Ялтинский историко-литературный музей.
Фото: Реставрационный центр Грабаря

«При реставрации стекла раньше мы всегда основывались на склейках и восполнении утраченных фрагментов, чтобы вернуть предмету его исходную форму. Тут важно, чтобы швы не были заметны. Для этого используют клеевые композиции, которые похожи на стекло по степени рефракции (преломления лучей света. — TANR), — объясняет Екатерина Шаркова. — Но если утрат так много, что фрагменты друг с другом не компонуются? Раньше мы сначала делали модели недостающих частей из гипса, потом долго их дорабатывали, потом снимали с них форму и отливали из синтетического материала и собирали с подлинными фрагментами, постоянно с ними взаимодействуя. А ведь эти фрагменты и так в плохом состоянии!»

Стеклянная фрагментированная чаша. Ялтинский историко-литературный музей. Фото: Реставрационный центр Грабаря
Стеклянная фрагментированная чаша. Ялтинский историко-литературный музей.
Фото: Реставрационный центр Грабаря

Теперь контакт с хрупкими фрагментами можно свести к очистке и консервации. ЗD-сканирование фрагментов и дальнейшая их обработка в графических редакторах позволяют задать габариты и форму исходного сосуда, которая корректируется по существующим аналогиям. Сосуд печатают из прозрачных фотополимеров, затем на него точечно приклеивают подлинные фрагменты. Таким образом в Центре Грабаря недавно были восстановлены сосуды из стекла (а также из керамики) из коллекции Ялтинского историко-литературного музея, найденные при раскопках ай-тодорского древнеримского некрополя и святилища на перевале Гурзуфское Седло. От двух стаканов II–III веков остались только фрагменты венчика и донца, от чаши — фрагменты по верхнему краю, часть дна и россыпь осколков от стенок, которые собирались в разрозненные островки. Теперь все они очищены и закреплены на прозрачных основах соответствующего тона, так что понятны форма и назначение предметов.

«На протяжении ХХ века наша профессия эволюционировала от реставратора-художника к реставратору-ученому, — говорит Екатерина Шаркова. — Сейчас важнейшим условием реставрации являются обратимость материалов и четкое разделение подлинных частей и доделок. Взаимодействие подлинных частей с доделанной формой минимально (что немаловажно, ведь полимеры тоже могут стареть, темнеть или усаживаться), а фиксация на них хрупких осколков минимизирует для них риск разрушения. И наконец, от взгляда на такую реконструкцию я получаю эстетическое удовольствие».

Краснофигурная амфора. Ялтинский историко-литературный музей. Фрагменты. Фото: Реставрационный центр Грабаря
Краснофигурная амфора. Ялтинский историко-литературный музей. Фрагменты.
Фото: Реставрационный центр Грабаря

Кроме стеклянных в коллекции ялтинского музея хранились и керамические античные сосуды. В Центре Грабаря большое рыбное блюдо собрали из фрагментов (с очисткой и удалением следов старой полевой реставрации). От краснофигурной пелики, двуручного сосуда, с изображением амазонки сохранились фрагменты горла и нижней части — благодаря напечатанной на 3D-принтере основе их удалось собрать воедино и в соответствии с аналогиями (которые в изобилии нашлись в Эрмитаже) расположить фрагменты с сюжетной росписью.

После короткой выставки в Центре Грабаря вернувшиеся к жизни сосуды отправились обратно в ялтинский музей. 

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
7
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+