Миланская триеннале виртуализирует свое прошлое

Лучо Фонтана. «Космический свет». 1951. Инсталляция. Фрагмент. Фото: Fondazione La Triennale di Milano
Лучо Фонтана. «Космический свет». 1951. Инсталляция. Фрагмент.
Фото: Fondazione La Triennale di Milano
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Накануне своего 100-летия этот художественный форум активно продвигает VR-проект «Прошлые будущие». Кураторы и разработчики создали «машину времени», дающую возможность увидеть утраченные произведения искусства минувших десятилетий

Миланская триеннале искусства и дизайна в 2023 году отметит 100-летие. К юбилею решено было виртуально реконструировать выдающиеся инсталляции из разных периодов ее истории. За основу проекта кураторы и привлеченные специалисты взяли построенный в 1933 году специально для триеннале Дворец искусств — вместе с рисунками архитектора Джованни Муцио. Расположенный в этом же здании Музей итальянского дизайна собрал выдающийся архив, который дал много визуальных материалов для VR-проекта под названием «1923. Прошлые будущие».

В июле в рамках 23-й Миланской триеннале, которая на этот раз придумана куратором, обладателем Прицкеровской премии 2022 года Франсисом Кере и названа «Неизвестные неизвестные. Введение в таинства» (до 11 декабря), уже состоялась презентация первой главы юбилейного VR-опыта. Она носит название «Имплювий» (это слово означает бассейн в древнеримском жилище). Остальные главы должны быть представлены публике в начале сентября.

Лучо Фонтана. «Космический свет». 1951. Инсталляция. Фото: Fondazione La Triennale di Milano
Лучо Фонтана. «Космический свет». 1951. Инсталляция.
Фото: Fondazione La Triennale di Milano

Проект строится на двух аспектах виртуальной реальности. Она дает возможность реконструировать объекты и инсталляции (как говорит Маттео Лонарди из Reframe VR, «воссоздавать утраченные пространства в трех измерениях, чтобы зритель мог проживать их») и в то же время способна играть с хронологией. Вместо единого нарратива о «жизни и творчестве» виртуальная реальность предлагает выбор «жизни» или «творчества» с возможностью переключения между ними, а также дополнительные опции, погружающие в исторический, политический или культурный контекст. Такой подход очень удобен для работы с большим массивом информации на ретроспективах, посвященных художникам или институциям.

Специалисты платформы Vive Arts, за плечами у которых имеется опыт VR-реконструкции мастерской Амедео Модильяни для Тейт и создание иммерсивного представления по мотивам «Алисы в Стране чудес» для Музея Виктории и Альберта, сами обратились к руководству триеннале с предложением о совместном VR-проекте. «Сначала мы собирались посвятить его кому-нибудь из итальянских дизайнеров, — рассказывает исполнительный директор Vive Arts Селина Йе, — но в итоге команда триеннале решила использовать виртуальную реальность, чтобы пройтись по избранным моментам из истории этой международной выставки».

Дьёрдь Кепес, Томас и Мари Макналти. Протестные граффити на Триеннале 1968 г. Фото: Fondazione La Triennale di Milano
Дьёрдь Кепес, Томас и Мари Макналти. Протестные граффити на Триеннале 1968 г.
Фото: Fondazione La Triennale di Milano

Vive Arts связали команду триеннале с миланским креативным агентством Reframe VR, которое основали братья Маттео и Франческо Лонарди, чья работа Reframe Saudi привлекла всеобщее внимание на ярмарке Art Dubai в 2018 году. Маттео Лонарди считает, что музеи — идеальные парт­неры для тех, кто работает с виртуальной реальностью. «VR-работам довольно трудно дойти до зрителя, а у музеев уже есть готовая аудитория — и не только аудитория, но и пространство», — говорит он.

В числе реконструированных инсталляций — тот самый имплювий со скульп­турным оформлением Марио Сирони, обустроенный в только что возведенном Дворце искусств в 1933 году; фантасмагорическая неоновая инсталляция Лучо Фонтаны 1951 года на главной лестнице; футуристичный «Калейдоскоп» 1964 года; «Оккупированная триеннале» 1968 года, когда протестующие, вдохновленные парижскими демонстрантами, захватили дворец; «Зал изменений» — первая часть триеннале 2019 года, получившей название «Сломанная природа». Предусмотрен и виртуальный визит в архив музея, ведущий к произведению ландшафтного художника Джулиано Мауро, а затем возвращающий посетителя к тому, что Лонарди называет «мудрыми голосами» экспозиции 2022 года.

Маттео Лонарди, работающий над VR-проектом вместе с цифровым директором триеннале Марко Мартелло, рассказывает, что рисунки Муцио во многом определили его структуру. «Нам было важно, чтобы этот опыт основывался на некой идентичности. А идентичность триеннале тесно связана с архитектурой и с рисунками Джованни Муцио, — поясняет Лонарди. — Поэтому мы пытаемся создать немного винтажный облик. Вы нажимаете на кнопку на контроллерах шлема виртуальной реальности и видите, как вокруг вас возникают линии, формирующие очертания имплювия».

Леоне Лоди, Марио Сирони. «Имплювий». 1933. Скульптура-фонтан. Фото: Fondazione La Triennale di Milano
Леоне Лоди, Марио Сирони. «Имплювий». 1933. Скульптура-фонтан.
Фото: Fondazione La Triennale di Milano

Создатели проекта предлагают воспринимать его и как своего рода «машину времени», и как элемент «прошлого будущего» (в рамках экспозиции 2022 года директор Музея итальянского дизайна Марко Саммикели курировал выставку «Традиция нового», играющую с представлениями «прошлое — будущее»). Для команды кураторов триеннале эта VR-работа служит «отправной точкой». «Модульная структура позволяет обогащать и расширять ее. Благодаря виртуальной реальности мы сможем исследовать еще больше прошлых будущих. Продолжение следует», — сообщается в пресс-релизе триеннале. 

История Миланской триеннале искусства и дизайна


Изначально у этого художественного смотра были иной формат и другая локация. В 1923 году в городе Монца (сейчас это, по сути, пригород Милана) состоялась I Биеннале декоративных искусств, ставившая перед собой цель способствовать подъему европейского дизайна. С ростом амбиций режима Муссолини повышался и государственный статус выставки. В 1930 году изменилась периодичность ее проведения: цикл стал трехлетним. В 1933-м по проекту Джованни Муцио для обновленной триеннале было возведено здание в миланском парке Семпионе — Дворец искусств. В период Второй мировой войны и некоторое время после нее международные выставки не проводились, дело ограничивалось нерегулярными показами итальянских авторов. После завершения реконструкции Дворца искусств в 1960 году Миланская триеннале возобновила полноценную работу, в ней участвовали многие знаменитости, но с 1996-го опять наступила длительная пауза. Только в 2016 году выставка вновь вернулась к жизни. К тому времени во Дворце искусств уже был открыт Музей итальянского дизайна.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+