18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Посланник русского искусства в Лондоне: умерла Анна Стоунлейк

Куратор и глава галереи White Space Анна Стоунлейк. Фото: Ник Ильин
Куратор и глава галереи White Space Анна Стоунлейк.
Фото: Ник Ильин

Куратору и галеристу, благодаря которой британская публика впервые серьезно познакомилась с русским современным искусством, было всего 48 лет

Известие о внезапной кончине создательницы и главы лондонской галереи White Space потрясло всех, кто причастен к русскому искусству в Великобритании. Ее галерея в 2000-е была центром, куда приходили все, кому были интересны работы русских художников, и этот круг значительно расширился усилиями Стоунлейк. Она работала с перформансом, в том числе уличным, site-specific-проектами, была первой, кто показывал в Лондоне русский видео-арт и постсоветскую фотографию, и одной из тех, чьими стараниями лондонские музеи пополнились работами художников из России. Эксперт по русскому искусству, главный редактор издания о современной русской художественной сцене Russian Art Focus Джо Виккери отмечает, что для нее каждое посещение галереи White Space было неизменно обучающим опытом, в результате которого она открывала для себя новых, интереснейших художников. Культуртрегер, советник директора Эрмитажа Ник Ильин назвал Анну Стоунлейк человеком «с горячим и деликатным сердцем, религиозной и доброй, которой сложно было существовать в арт-мире».

Анна родилась в Ленинграде в 1973 году. В 1999-м она окончила Мухинское училище, в котором училась с перерывом на курс в Лондонской школе теологии в Университете имени Брюнеля. Вскоре после защиты диплома, почти совпавшей по времени с рождением ее первой дочери, Стоунлейк переезжает в Лондон, где через год совместно с Майклом Стоунлейком организует первую выставку художников из России, положив начало галерее White Space. Галерея в 2000-е годы была местом, куда англичане приходили смотреть «невероятное и потрясающее русское искусство», представленное Тимуром Новиковым и «новыми художниками» из Санкт-Петербурга, «Фабрикой найденных одежд» Глюкли и Цапли, а также москвичами Ольгой Чернышевой, Гошей Острецовым, Татьяной Антошиной и многими другими.

Вита Буйвид совместно с Александром Петлюрой. «Империя в вещах» (2001). С выставки «Женщины в работе: свержение женственности в постсоветской России», прошедшей в галерее White Space в 2018 году. Фото: White Space Gallery
Вита Буйвид совместно с Александром Петлюрой. «Империя в вещах» (2001). С выставки «Женщины в работе: свержение женственности в постсоветской России», прошедшей в галерее White Space в 2018 году.
Фото: White Space Gallery

Название White Space («Белое пространство») было именем мечты, реализуемой с меняющимся успехом. В реальности галерея в первые свои годы располагалась в церкви Святых Петра и Павла рядом с Оксфорд-стрит, где для каждой выставки нужно было строить фанерные стены. Но были также и выставки в музеях, и в идеальных белых кубах престижных районов Мэйфейр, Виктории и Трафальгарской площади. Лондонская газета Tribune писала о выставке «Русский пациент» в Музее Фрейда, сокурированной Анной Стоунлейк совместно с Наной Жвитиашвили. Они произвели сенсацию перформансом Олега Кулика, который лежал на подлинной музейной кушетке Фрейда, подвергаясь анализу со стороны черной собаки. Собака, чьим хозяином был дворник музея, а также кушетка получили разрешение участвовать в перформансе благодаря выдающимся способностям Анны Стоунлейк договариваться с людьми.

Умение весело и вдохновенно убеждать и наводить мосты помогло ей быть главным источником при создании коллекции современного русского искусства в Музее Виктории и Альберта.

А также запустить карьеру Владимира Тарасова в Китае и продать работы Татьяны Антошиной Элтону Джону (при посредничестве Джея Джоплина, хозяина галереи White Cube). Она организовала первые показы фильмов Евгения Юфита и некрореалистов в Институте современного искусства (ICA) в Лондоне, а также выставки принтов Андрея Тарковского и Сергея Параджанова, сопроводив их публикациями со статьями ведущих критиков. Стоунлейк первой в Великобритании начала работать с фотографами из Литвы Антанасом Суткусом и Рималдасом Викшрайтисом, уговорив знаменитого британского фотографа Мартина Парра помочь с продвижением.

Фрагмент экспозиции White Space Gallery на выставке-ярмарке Photo London в мае 2016 года. Фото: Photo London
Фрагмент экспозиции White Space Gallery на выставке-ярмарке Photo London в мае 2016 года.
Фото: Photo London

Страсть к курированию выставок, организации публикаций и печати книг, к открытию новых имен и продвижению молодых художников сочеталась в Анне Стоунлейк с безупречным вкусом и артистическим талантом. Она щедро делилась своими знаниями, предоставляя первую кураторскую работу тем, кто впоследствии стал заметным деятелем арт-сцены, как куратор берлинского Института современного искусства KW Надим Самман, курировавший основной проект V Московской международной биеннале молодого искусства, и художница Елена Попова. В последние несколько лет Стоунлейк много путешествовала по городам России, открывая новые имена.

Друзья помнят Анну Стоунлейк как веселого, талантливого, праздничного и доброго человека, любящего делать подарки и помогать всем по первому зову. Коллегам будет очень не хватать ее вдохновенных и смелых проектов.

Анна Стоунлейк. Фото: Нана Жвитиашвили
Анна Стоунлейк.
Фото: Нана Жвитиашвили

Сара Уилсон, профессор Института Курто:

Аня Стоунлейк была моим дорогим другом, коллегой и куратором с богатым воображением и предприимчивостью, которая очень многому научила меня в моем постоянном стремлении изучать современное российское искусство. Мне особенно запомнился ее показ видео Ольги Чернышевой в великолепной церкви на Оксфорд-стрит, которая была, пожалуй, самым грандиозным пространством для галереи White Space. К моему удивлению, впоследствии она нашла место для своих показов в Mason's Yard (где располагается White Cube), а затем в замечательной галерее возле Трафальгарской площади, где выставила видеоскульптуру Владимира Тарасова, которую моя китайская студентка Юси Пан позже показала в Пекине. Она занималась с Алией Абыкаевой-Тизенгаузен, Елизаветой Бутаковой и Надимом Самманом, моими бывшими студентами из Института Курто, предлагая им кураторское обучение и расширяя их художественный кругозор. Я очень ценю ее онлайн-работу последних лет. Анна познакомила новую аудиторию с художниками, работающими в Санкт-Петербурге и за его пределами, особенно с женщинами и пожилыми художницами, которыми в основном пренебрегают. Мы вместе проводили время в Москве. Мы с Аней делим фамилию моей бабушки по отцу — Стоунлейк. Мир искусства будет скучать по Ане и по ее миссии, которая распространилась по всему миру, по двум десятилетиям счастливых обменов, в которых она была ключевым игроком в Лондоне.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+