18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Посланник русского искусства в Лондоне: умерла Анна Стоунлейк

Куратор и глава галереи White Space Анна Стоунлейк. Фото: Ник Ильин
Куратор и глава галереи White Space Анна Стоунлейк.
Фото: Ник Ильин

Куратору и галеристу, благодаря которой британская публика впервые серьезно познакомилась с русским современным искусством, было всего 48 лет

Известие о внезапной кончине создательницы и главы лондонской галереи White Space потрясло всех, кто причастен к русскому искусству в Великобритании. Ее галерея в 2000-е была центром, куда приходили все, кому были интересны работы русских художников, и этот круг значительно расширился усилиями Стоунлейк. Она работала с перформансом, в том числе уличным, site-specific-проектами, была первой, кто показывал в Лондоне русский видео-арт и постсоветскую фотографию, и одной из тех, чьими стараниями лондонские музеи пополнились работами художников из России. Эксперт по русскому искусству, главный редактор издания о современной русской художественной сцене Russian Art Focus Джо Виккери отмечает, что для нее каждое посещение галереи White Space было неизменно обучающим опытом, в результате которого она открывала для себя новых, интереснейших художников. Культуртрегер, советник директора Эрмитажа Ник Ильин назвал Анну Стоунлейк человеком «с горячим и деликатным сердцем, религиозной и доброй, которой сложно было существовать в арт-мире».

Анна родилась в Ленинграде в 1973 году. В 1999-м она окончила Мухинское училище, в котором училась с перерывом на курс в Лондонской школе теологии в Университете имени Брюнеля. Вскоре после защиты диплома, почти совпавшей по времени с рождением ее первой дочери, Стоунлейк переезжает в Лондон, где через год совместно с Майклом Стоунлейком организует первую выставку художников из России, положив начало галерее White Space. Галерея в 2000-е годы была местом, куда англичане приходили смотреть «невероятное и потрясающее русское искусство», представленное Тимуром Новиковым и «новыми художниками» из Санкт-Петербурга, «Фабрикой найденных одежд» Глюкли и Цапли, а также москвичами Ольгой Чернышевой, Гошей Острецовым, Татьяной Антошиной и многими другими.

Вита Буйвид совместно с Александром Петлюрой. «Империя в вещах» (2001). С выставки «Женщины в работе: свержение женственности в постсоветской России», прошедшей в галерее White Space в 2018 году. Фото: White Space Gallery
Вита Буйвид совместно с Александром Петлюрой. «Империя в вещах» (2001). С выставки «Женщины в работе: свержение женственности в постсоветской России», прошедшей в галерее White Space в 2018 году.
Фото: White Space Gallery

Название White Space («Белое пространство») было именем мечты, реализуемой с меняющимся успехом. В реальности галерея в первые свои годы располагалась в церкви Святых Петра и Павла рядом с Оксфорд-стрит, где для каждой выставки нужно было строить фанерные стены. Но были также и выставки в музеях, и в идеальных белых кубах престижных районов Мэйфейр, Виктории и Трафальгарской площади. Лондонская газета Tribune писала о выставке «Русский пациент» в Музее Фрейда, сокурированной Анной Стоунлейк совместно с Наной Жвитиашвили. Они произвели сенсацию перформансом Олега Кулика, который лежал на подлинной музейной кушетке Фрейда, подвергаясь анализу со стороны черной собаки. Собака, чьим хозяином был дворник музея, а также кушетка получили разрешение участвовать в перформансе благодаря выдающимся способностям Анны Стоунлейк договариваться с людьми.

Умение весело и вдохновенно убеждать и наводить мосты помогло ей быть главным источником при создании коллекции современного русского искусства в Музее Виктории и Альберта.

А также запустить карьеру Владимира Тарасова в Китае и продать работы Татьяны Антошиной Элтону Джону (при посредничестве Джея Джоплина, хозяина галереи White Cube). Она организовала первые показы фильмов Евгения Юфита и некрореалистов в Институте современного искусства (ICA) в Лондоне, а также выставки принтов Андрея Тарковского и Сергея Параджанова, сопроводив их публикациями со статьями ведущих критиков. Стоунлейк первой в Великобритании начала работать с фотографами из Литвы Антанасом Суткусом и Рималдасом Викшрайтисом, уговорив знаменитого британского фотографа Мартина Парра помочь с продвижением.

Фрагмент экспозиции White Space Gallery на выставке-ярмарке Photo London в мае 2016 года. Фото: Photo London
Фрагмент экспозиции White Space Gallery на выставке-ярмарке Photo London в мае 2016 года.
Фото: Photo London

Страсть к курированию выставок, организации публикаций и печати книг, к открытию новых имен и продвижению молодых художников сочеталась в Анне Стоунлейк с безупречным вкусом и артистическим талантом. Она щедро делилась своими знаниями, предоставляя первую кураторскую работу тем, кто впоследствии стал заметным деятелем арт-сцены, как куратор берлинского Института современного искусства KW Надим Самман, курировавший основной проект V Московской международной биеннале молодого искусства, и художница Елена Попова. В последние несколько лет Стоунлейк много путешествовала по городам России, открывая новые имена.

Друзья помнят Анну Стоунлейк как веселого, талантливого, праздничного и доброго человека, любящего делать подарки и помогать всем по первому зову. Коллегам будет очень не хватать ее вдохновенных и смелых проектов.

Анна Стоунлейк. Фото: Нана Жвитиашвили
Анна Стоунлейк.
Фото: Нана Жвитиашвили

Сара Уилсон, профессор Института Курто:

Аня Стоунлейк была моим дорогим другом, коллегой и куратором с богатым воображением и предприимчивостью, которая очень многому научила меня в моем постоянном стремлении изучать современное российское искусство. Мне особенно запомнился ее показ видео Ольги Чернышевой в великолепной церкви на Оксфорд-стрит, которая была, пожалуй, самым грандиозным пространством для галереи White Space. К моему удивлению, впоследствии она нашла место для своих показов в Mason's Yard (где располагается White Cube), а затем в замечательной галерее возле Трафальгарской площади, где выставила видеоскульптуру Владимира Тарасова, которую моя китайская студентка Юси Пан позже показала в Пекине. Она занималась с Алией Абыкаевой-Тизенгаузен, Елизаветой Бутаковой и Надимом Самманом, моими бывшими студентами из Института Курто, предлагая им кураторское обучение и расширяя их художественный кругозор. Я очень ценю ее онлайн-работу последних лет. Анна познакомила новую аудиторию с художниками, работающими в Санкт-Петербурге и за его пределами, особенно с женщинами и пожилыми художницами, которыми в основном пренебрегают. Мы вместе проводили время в Москве. Мы с Аней делим фамилию моей бабушки по отцу — Стоунлейк. Мир искусства будет скучать по Ане и по ее миссии, которая распространилась по всему миру, по двум десятилетиям счастливых обменов, в которых она была ключевым игроком в Лондоне.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+