18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кредо Кудряшова: всегда всему наперекор и только по-своему

Художник Олег Кудряшов с посетителями выставки в московском ЦДХ 1 июня 1990 года. Фото: Виктор Великжанин/Фотохроника ТАСС
Художник Олег Кудряшов с посетителями выставки в московском ЦДХ 1 июня 1990 года.
Фото: Виктор Великжанин/Фотохроника ТАСС

На 91-м году жизни в Москве скончался художник Олег Кудряшов

Когда в конце 1973 года Кудряшов, уже известный к тому времени художник-график, получил вместе с женой разрешение эмигрировать из СССР в Великобританию, ему позволили вывезти из страны только 16 работ. А у него хранились буквально тысячи листов. И он уничтожил почти все. Сжигал в два приема: сначала в печке в котельной, потом в костре на пустыре. Этот жест был, конечно, отчасти вынужденным, но отражавшим и характер художника, и его отношение к собственному творчеству. Олег Кудряшов был сам себе гораздо более строгим судьей, чем все окружающие. Он и в последующие десятилетия многое уничтожал беспощадно, объясняя: «Не все можно показывать. Но ты должен в этих работах выпустить что-то из себя, выложиться. Это твоя исповедь».

Его исповеди никогда не были литературным рассказом, а всегда художественным выплеском. Фигуративный сюжет там мог или возникать, или полностью отсутствовать — главным всегда оставался сюжет пластический. Исповедальная абстракция — странное словосочетание, но к Кудряшову вполне применимое.

Олег Кудряшов. «Рельефная конструкция. Дом № 7». 1980. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Олег Кудряшов. «Рельефная конструкция. Дом № 7». 1980.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В одном из интервью он рассказывал, что в 1956 году, после армии, едва не завербовался на север такелажником — решил, что, несмотря на страсть к рисованию, в официальное советское искусство ему ни за что не встроиться, а других путей он не видел. Еле его отговорили, и вскоре он поступил на курсы при «Союзмультфильме». Учился на одни пятерки, но на выпускные экзамены попросту не пошел. Впрочем, в ситуации оттепели Кудряшову удалось-таки добиться определенных карьерных успехов, но для номенклатуры он был чужаком. Для андерграундных художников — гораздо более своим, правда тут уже сам Кудряшов держал дистанцию и ни к каким группировкам не примыкал. Творческую независимость он воспринимал не в качестве придуманного для себя образа, а буквально. Не желал зависеть ни от кого и ни от чего.

Так было и до отъезда из советской Москвы, и на протяжении почти четверти века в Лондоне, и снова в Москве, теперь уже постсоветской, куда Кудряшов вернулся в 1997-м. Вернулся, несмотря на то что был востребован на западном арт-рынке. Далось это непросто: как и прежде в СССР, художник в Лондоне действовал во многом вопреки сложившейся системе, отстаивая собственную свободу. Например, печатал гравюры в одном экземпляре, вызывая искреннее недоумение арт-дилеров. Или еще удивлял объемными композициями из бумажных листов с печатной графикой: галеристы не могли понять, кому и зачем это нужно. И все же со временем Кудряшов многих приучил считаться со своими «причудами».

Лицевая сторона пригласительного на персональную выставку Олега Кудряшова в залах Третьяковской галереи. 1999 год. Фото: RAAN
Лицевая сторона пригласительного на персональную выставку Олега Кудряшова в залах Третьяковской галереи. 1999 год.
Фото: RAAN

В Москве конца 1990-х его встретили довольно восторженно, был устроен ряд музейных и галерейных выставок, однако потом — почти тишина. Бунтарская сущность кудряшовских работ не привлекала ни радикалов, ни консерваторов: всем хотелось другого. А этот художник на социальный заказ принципиально никогда не работал — и тут не стал тоже. Делал по-прежнему свое. Тем и запомнится.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+