18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В музее «Новый Иерусалим» подчеркнули лирическую линию в «суровом стиле»

Лев Тюленев. «Человек с веткой». Фрагмент. 1967. Фото: Музей «Новый Иерусалим»
Лев Тюленев. «Человек с веткой». Фрагмент. 1967.
Фото: Музей «Новый Иерусалим»
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Выставка «[Нe]суровый стиль» в «Новом Иерусалиме» в Истре составлена из произведений из собственных фондов музея и дает шанс познакомиться с редкими работами неофициозных советских художников 1960–1970-х годов

У нынешней выставки есть предыстория. С 1973 по 1995 год директором музея «Новый Иерусалим» был Василий Фролович Нижегородов (1927–1995), кадровый военный и подполковник в отставке. При нем взорванный в первые месяцы вой­ны Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь (а музей располагался в его стенах) начали реставрировать и восстанавливать как культурный центр. Одним из эпохальных шагов директора Нижегородова стало приглашение на работу целого пула выпускников отделения истории искусств МГУ. Они составили научный костяк, который трудится в музее до сих пор! Начиная с 1977 года амбициозные научные сотрудники (Людмила Денисова, Галина Зеленская, Людмила Черненилова и другие) формировали там коллекцию актуального искусства, что, в общем-то, для краеведческого подмосковного музея было из ряда вон выходящей стратегией. Они не покупали условный концептуализм, Кабакова или Пригова (да и кто бы в Министерстве культуры СССР выделил на это деньги?) — они приобретали полуопальных, но высоко ценимых Владимира Вейсберга, Андрея Гросицкого, Анатолия Слепышева и других живописцев, как определила их коллекционер Любовь Агафонова, с французским эхом и внутренним нарративом, литературностью.

Алексей Губарёв. «Портрет девушки в белом платье». 1966. Фрагмент. Фото: Музей «Новый Иерусалим»
Алексей Губарёв. «Портрет девушки в белом платье». 1966. Фрагмент.
Фото: Музей «Новый Иерусалим»

Сегодня почти никто, кроме хранителей, не знает, какие сокровища спрятаны в запасниках музея. По ряду причин из коллекции пока не сделали постоянную экспозицию, но каждый год демонстрируют отдельные ее части, меняя ракурс. Вот и нынешняя выставка «[Нe]суровый стиль» (ее составили 70 произведений) призвана рассказать о лирическом направлении «левого МОСХа». Некоторых авторов куратор Людмила Денисова выделила особо.

Во-первых, это Игорь Купряшин (1934–1977), с которым музейные сотрудники дружили во времена юности. Выпускник Суриковки, приятель Виктора Попкова, Купряшин обладал собственной созерцательной и гедонистической интонацией, которая делает его продолжателем предреволюционного символизма. Стилистически он наследовал Виктору Борисову-Мусатову и Павлу Кузнецову. Он много ездил по стране, и его путевые рисунки (если обобщить) полны света, воздуха, счастья и радости. «Светлый дар изголодавшейся душе» — так определил его творчество один из зрителей. «Новый Иерусалим» обладает едва ли не самой большой в стране коллекцией работ этого рано ушедшего художника: здесь хранится более 40 картин и полсотни рисунков и акварелей.

Противоположность Купряшину — Александр Подколзин (1921–2006), человек сложной судьбы, из крестьян, рано оставшийся сиротой, прошедший войну. Сам факт, что он выучился на художника, был достижением на пределе возможностей. Живопись Подколзина полна неизбывной тоски, и требуется некоторое усилие, чтобы насладиться его тонкими градациями серого. «…В своих серых, написанных одним тоном пейзажах, — комментирует Людмила Денисова, — он достигает почти „беспредметности“, пишет почти „ничто“… приходит к… „молчанию“ и растворению в природе».

Виктор Скалкин. «Замоскворечье». 1974. Фото: Музей «Новый Иерусалим»
Виктор Скалкин. «Замоскворечье». 1974.
Фото: Музей «Новый Иерусалим»

Помимо этого, на выставке можно увидеть мастера городских пейзажей в импрессионистическом духе Виктора Скалкина (1938–2022), художника-монументалиста Льва Тюленева (1929–2007), Ирину Лаврову (1931–1999), тоже монументалиста, работавшую над декором Дворца пионеров на Воробьевых горах и советского посольства в Париже, картины Дмитрия Жилинского, Николая Андронова и других. Короче, панорама искусства 1960–1970-х была сильно разнообразнее, чем мы привыкли думать.

«[Нe]суровый стиль» — первая выставка, сделанная музеем с новым директором Анной Антипенко. Этого руководителя коллектив взрастил в своих недрах: Антипенко входила в коман­ду предыдущего директора Василия Кузнецова, при котором «Новый Иерусалим» стал самым посещаемым региональным музеем в стране. Кузнецов же ушел на повышение: 8 июня он был назначен министром культуры и туризма Московской области.

«[Нe]суровый стиль»
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
До 15 октября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+