18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В окрестностях Багдада обнаружен древний город

Древнее парфянское поселение, обнаруженное археологической экспедицией в Аль-Сувейре. Фото: Courtesy of Iraq's State Board of Antiquities and Heritage
Древнее парфянское поселение, обнаруженное археологической экспедицией в Аль-Сувейре.
Фото: Courtesy of Iraq's State Board of Antiquities and Heritage
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным

Археологические раскопки в Аль-Сувейре, расположенной в 60 км южнее столицы Ирака, привели к открытию древнего парфянского города. Государственный комитет по делам древностей и наследия Ирака (SBAH) сообщил о том, что недавно снаряженная 150-дневная экспедиция в ходе работ в Абу-Гафиле, рядом с авиабазой Аль-Сувейра, обнаружила архитектурные конструкции, а также 233 артефакта, которые переданы в Национальный музей Ирака в Багдаде.

«Мы начали раскопки на двух холмах возле Абу-Гафила, — объясняет руководитель экспедиции, археолог Мухаммед Сабри. — Главным результатом стало открытие поселения парфянского периода, которое, по моему мнению, носило вассальный характер». Найденные артефакты, говорит Сабри, представляют собой преимущественно предметы домашнего хозяйства, включая «типичный парфянский кувшин с наклонным основанием, весьма распространенный в ту эпоху». Парфянское царство, простиравшееся между Римской империей и Китаем, существовало на этой территории с 247 года до н.э. по 224 год н.э. Через него пролегал когда-то знаменитый Шелковый путь; здесь переплетались персидская, эллинистическая и некоторые другие региональные культуры.

Сабри рассказывает, что этот археологический участок возле авиабазы, служившей в 1980-е годы, во время войны с Ираном, опорным пунктом противовоздушной обороны Багдада, официально был зарегистрирован в 2017 году, хотя не исключено, что он уже был поверхностно обследован американским ученым Макгуайром Гибсоном еще в середине прошлого века.

«Согласно последним данным SBAH, в Ираке насчитывается около 15 тыс. участков, имеющих археологические перспективы, — как учтенных, так и незарегистрированных, — говорит Сабри. — Чтобы полноценно обследовать их все, понадобится кропотливая научная работа, требующая терпения, колоссальных бюджетов и консолидации усилий тысяч архео­логов». Сейчас SBAH разработал планы ведения раскопок на ограниченном числе участков — помимо тех, где археологические проекты уже реализуются.

Около 233 артефактов были отправлены в Музей Ирака в Багдаде, включая эту хорошо сохранившуюся вазу. Фото: Courtesy of Iraq's State Board of Antiquities and Heritage
Около 233 артефактов были отправлены в Музей Ирака в Багдаде, включая эту хорошо сохранившуюся вазу.
Фото: Courtesy of Iraq's State Board of Antiquities and Heritage

Хаос и нестабильность недавнего военного времени, а также пандемия коронавируса существенно притормозили деятельность SBAH. Однако археолог Тобин Харт­нелл из Центра археологии и культурного наследия при Американском университете Ирака в Сулеймании отмечает, что даже при Саддаме Хусейне «многим археологическим участкам, относящимся к парфянскому периоду, не уделялось должного внимания, поскольку повышение интереса к истории Персидского царства казалось нежелательным на фоне шедшей тогда ирано-иракской войны».

Исключение, по словам Хартнелла, составляла Хатра, которая пользовалась поддержкой Саддама из-за ее связи с арабскими правителями. «Большинство археологических проектов, — говорит американский ученый, — охватывало скорее территории близ Тигра и Евфрата, нежели западные районы страны. Во многом из-за этого парфянская часть иракского исторического наследия до сих пор остается недооцененной».  

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+