18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставку Documenta 15 обвинили в цензуре

Посетители около Музея Фридерицианум, который стал основной площадкой Documenta 15. Фото: EPA/SASCHA STEINBACH
Посетители около Музея Фридерицианум, который стал основной площадкой Documenta 15.
Фото: EPA/SASCHA STEINBACH

Призыв консультативного совета выставки убрать из программы серию фильмов коллектива Subversive Film, посвященных истории Палестины, вызвал осуждение со стороны кураторов и комитета, отвечающего за художественное руководство Documenta

Выставка современного искусства Documenta 15, открытая до 25 сентября в немецком Касселе, вновь оказалась в центре скандала. В этот раз группа консультантов, отвечающая за надзор за программами, рекомендовала прекратить показ серии фильмов Tokyo Reels коллектива Subversive Film, посчитав их пропалестинской пропагандой, наполненной «антисемитскими и антисионистскими декорациями».

Предложение вызвало осуждение со стороны кураторов — индонезийской арт-группы Ruangrupa — и Комитета по художественному руководству ярмарки, посчитавших это попыткой цензуры. «Давление со стороны СМИ и политиков на команду Documenta стало невыносимым. Этим заявлением мы хотим защитить их необычайно тяжелую работу и преданность делу», — говорится в письме комитета, среди подписантов которого Фрэнсис Моррис, директор Тейт Модерн, и южноафриканский куратор Габи Нгкобо.

Обвинения в антисемитизме преследуют Documenta 15 с января, когда немецкие СМИ и местные политики еще на этапе подготовки выставки заподозрили Ruangrupa в том, что те, пригласив палестинских художников, потворствуют радикальным активистам и поддерживают культурный бойкот Израиля. Пик скандала пришелся на демонстрацию в середине июля произведения соотечественников кураторов — коллектива Taring Padi (в переводе «рисовые клыки»), работающего в жанре политической агитации. В самом центре Касселя, на поле перед основными площадками Documenta 15, они развернули гигантский баннер, который являлся фоном для сотни «ваянг карду» — карикатурных фигур диктаторов, олигархов, коррупционеров и генералов, которые можно было бы использовать на демонстрациях, как во времена студенчества художников, когда они принимали активное участие в политической жизни Индонезии. Рассматривать фигуры было настолько увлекательно, что только на второй день зрители обратили внимание на сам баннер под названием «Народное правосудие», на котором можно было заметить откровенно антисемитские образы солдат со свиными головами в шлемах с надписью «Моссад» (израильская разведка). На фоне этого скандала генеральный директор Documenta Сабина Шорман подала в отставку.

Контейнеры со снятыми на пленку фильмами из серии Tokyo Reels (с 2018 г. по настоящее время). Фото: Subversive Film
Контейнеры со снятыми на пленку фильмами из серии Tokyo Reels (с 2018 г. по настоящее время).
Фото: Subversive Film

Сейчас авторы обращения призывают наблюдательный совет сделать так, чтобы выставка Documenta 15 могла оставаться полностью открытой до ее запланированного окончания 25 сентября. «Мы считаем, что любой отказ сделать это и капитуляция перед политическим вмешательством будут очень сурово осуждены историей», — заявляют они. Выступают против запрета фильмов и более 100 человек из участников выставки, подписавшие открытое письмо.

На сайте выставки говорится, что, используя фильмы, из-за которых разгорелся спор, Subversive Film стремится пролить свет на «забытую и до сих пор не задокументированную антиимпериалистическую солидарность между Японией и Палестиной». Соучредитель Subversive Film Моханад Якуби сообщил The Art Newspaper, что окончательное решение о том, снимать ли видео с показа, будет принято до конца этой недели.

Материалы по теме:
Полный «лумбунг» на Documenta 15
Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+