18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фонд In artibus демонстрирует самодостаточность рисунков Владимира Вейсберга

Владимир Вейсберг. «Лежащая обнажённая». Фото: Собрание Инны Баженовой
Владимир Вейсберг. «Лежащая обнажённая».
Фото: Собрание Инны Баженовой
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Московский фонд In artibus представляет выставку «Рисунки Вейсберга», доказывая, что для художника графика была самостоятельным видом искусства, а не чем-то подготовительным

Именно с показа произведений Владимира Вейсберга (1924–1985) началась восемь лет назад выставочная программа московского фонда In artibus. Тогда это был большой межмузейный проект с привлечением ряда частных коллекционеров. В нем, как и на другой вейсберговской выставке, проходившей в том же пространстве в 2018 году, преобладала живопись мастера. Новое возвращение к его творчеству еще раз дает понять, что фигура Вейсберга для фонда отнюдь не проходная. Сейчас акцент сделан на рисунках: их здесь около 40, а вдобавок демонстрируется несколько акварелей. Все эти листы происходят из собрания Инны Баженовой, основателя институции.

То, что Владимир Вейсберг известен главным образом как живописец, вполне объяснимо и во многом справедливо: это соответствовало его собственным устремлениям и задачам. Недаром его творческую эволюцию искусствовед Анна Чудецкая охарактеризовала как движение «от цвета к свету» — такая формула даже вынесена в заглавие ее относительно недавней монографической книги о художнике. Тем не менее рисунок и — шире — графика играли в творческом процессе Вейсберга существенную роль. «Среди его современников трудно найти художника, который бы в большей степени демонстрировал то, что рисунок не подготовительный этап для какой-то более серьезной, например живописной, работы, а самостоятельный вид искусства», — полагает главный куратор фонда In artibus Елена Руденко.

Владимир Вейсберг. «Сидящая обнажённая». 1969. Фото: Собрание Инны Баженовой
Владимир Вейсберг. «Сидящая обнажённая». 1969.
Фото: Собрание Инны Баженовой

Вейсберга относят к числу художников-нонконформистов, но этот статус вовсе не был связан с его активным противостоянием соцреализму. Он попросту не обращал никакого внимания на официальные доктрины, полностью сосредоточившись на собственной программе, эстетической и философской. В его работах нет ерничества, формалистического вызова или социального пафоса, они всегда подчинены одной всеобъемлющей цели — перевести умозрительные, порой чисто теоретические построения на язык визуальности. Художник не был приверженцем абстрактных образов и работал только с реальными, доступными глазу наблюдателя, однако работал так, чтобы предметность или телесность уступали место сложной, но определенно считываемой гармонии. «Я веду постоянную борьбу с материалом и с нашими непосредственными ощущениями, — провозглашал Владимир Вейсберг. — Я хочу, чтобы материя осознанно стала духом».

Владимир Вейсберг. «Алупка-Сара». Фото: Собрание Инны Баженовой
Владимир Вейсберг. «Алупка-Сара».
Фото: Собрание Инны Баженовой

Метафизические намерения автора, пожалуй, нагляднее всего проявлены именно в его живописи. Тем не менее рисунки, карандашные или тушевые, служат той же цели. Пусть и служат несколько по-разному: если многочисленные обнаженные чаще исполняют роль знака, короткой формулы, то в пейзажах, где соединены, как правило, пленэр и концепция, куда больше ощущается работа со структурой, «организация хаоса, для всего творчества Вейсберга едва ли не основная», по определению Елены Руденко. Эти два жанра со всеми их внутренними дрейфами, которые были свойственны и работам, и самому мышлению художника на протяжении 1960–1980-х годов, главенствуют на нынешней выставке.  

Фонд In artibus
«Рисунки Вейсберга»
До 30 октября

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+