18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Польша претендует на картины из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина

Очередь в ГМИИ имени А.С.Пушкина. 1955-1957. Фото: Главархив Москвы
Очередь в ГМИИ имени А.С.Пушкина. 1955-1957.
Фото: Главархив Москвы

Россия не согласна с претензиями польской стороны на семь полотен и называет их юридически необоснованными. С начала 2000-х годов было направлено 20 заявок на реституцию, содержащих несколько тысяч отдельных объектов

Руководство Польши направило в адрес России заявки на реституцию произведений искусства, вывезенных в СССР во время Второй мировой войны. Об этом сообщается на сайте Министерства культуры и национального наследия Польши. Все они, по данным польской стороны, находятся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Речь идет о семи картинах. В частности, это «Поклонение младенцу» Лоренцо ди Креди (Познанское общество друзей наук), «Два святых» Аретино Спинелло и «Христос и грешница» круга Луки Джордано (коллекция Чарторыйских, Голуховский замок), «Портрет художника» круга Валантена де Булоня (Силезский художественный музей, сгорел после бомбардировки в 1945 году).

В ответ спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой заявил, что реституционные претензии властей Польши в адрес России на эти объекты культуры являются юридически необоснованными.

«В нынешних условиях беспрецедентных санкций в отношении Российской Федерации, „отмены“ российской культуры в Европе предъявление подобных претензий со стороны европейских государств считаю безнравственным», — цитирует его ТАСС. Швыдкой добавил, что любые подобные притязания должны быть в первую очередь юридически обоснованными и напомнил, что после войны СССР вернул Польше ряд принадлежащих ей произведений искусства. По его словам, на данный момент российская сторона не видит оснований для обсуждения данных претензий Польши.

В Польше полагают, что на территории России и бывших союзных республик могут находиться работы Питера Брейгеля Старшего, Лукаса Кранаха Старшего, рукопись Юлиуша Словацкого «Дневник путешествия на Восток» и нумизматическая коллекция из Мальборка, насчитывающая более 14 тыс. объектов, хотя установить точное число вывезенных работ не представляется возможным.

Вице-премьер, министр культуры и национального наследия Польши Петр Глинский. Фото: Serwis Rzeczypospolitej Polskiej
Вице-премьер, министр культуры и национального наследия Польши Петр Глинский.
Фото: Serwis Rzeczypospolitej Polskiej

Всего же, как говорится на сайте польского культурного ведомства, после 2000 года России было направлено 20 заявок на реституцию, содержащих несколько тысяч отдельных объектов. Они были переданы тремя траншами — в 2004, 2012 и 2014 годах. Но правительство России, утверждает польская сторона, претензии не рассматривало.

Всего же сейчас в 15 странах мира идет около 130 процессов реституции в пользу Польши. По данным вице-премьера, министра культуры и национального наследия профессора Петра Глинского, уже к 1942 году потери составили более половины всего музейного фонда Польши. В напоминание об этом в стране запущен общенациональный проект «Пустые рамы».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+