18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Польша претендует на картины из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина

Очередь в ГМИИ имени А.С.Пушкина. 1955-1957. Фото: Главархив Москвы
Очередь в ГМИИ имени А.С.Пушкина. 1955-1957.
Фото: Главархив Москвы

Россия не согласна с претензиями польской стороны на семь полотен и называет их юридически необоснованными. С начала 2000-х годов было направлено 20 заявок на реституцию, содержащих несколько тысяч отдельных объектов

Руководство Польши направило в адрес России заявки на реституцию произведений искусства, вывезенных в СССР во время Второй мировой войны. Об этом сообщается на сайте Министерства культуры и национального наследия Польши. Все они, по данным польской стороны, находятся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Речь идет о семи картинах. В частности, это «Поклонение младенцу» Лоренцо ди Креди (Познанское общество друзей наук), «Два святых» Аретино Спинелло и «Христос и грешница» круга Луки Джордано (коллекция Чарторыйских, Голуховский замок), «Портрет художника» круга Валантена де Булоня (Силезский художественный музей, сгорел после бомбардировки в 1945 году).

В ответ спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой заявил, что реституционные претензии властей Польши в адрес России на эти объекты культуры являются юридически необоснованными.

«В нынешних условиях беспрецедентных санкций в отношении Российской Федерации, „отмены“ российской культуры в Европе предъявление подобных претензий со стороны европейских государств считаю безнравственным», — цитирует его ТАСС. Швыдкой добавил, что любые подобные притязания должны быть в первую очередь юридически обоснованными и напомнил, что после войны СССР вернул Польше ряд принадлежащих ей произведений искусства. По его словам, на данный момент российская сторона не видит оснований для обсуждения данных претензий Польши.

В Польше полагают, что на территории России и бывших союзных республик могут находиться работы Питера Брейгеля Старшего, Лукаса Кранаха Старшего, рукопись Юлиуша Словацкого «Дневник путешествия на Восток» и нумизматическая коллекция из Мальборка, насчитывающая более 14 тыс. объектов, хотя установить точное число вывезенных работ не представляется возможным.

Вице-премьер, министр культуры и национального наследия Польши Петр Глинский. Фото: Serwis Rzeczypospolitej Polskiej
Вице-премьер, министр культуры и национального наследия Польши Петр Глинский.
Фото: Serwis Rzeczypospolitej Polskiej

Всего же, как говорится на сайте польского культурного ведомства, после 2000 года России было направлено 20 заявок на реституцию, содержащих несколько тысяч отдельных объектов. Они были переданы тремя траншами — в 2004, 2012 и 2014 годах. Но правительство России, утверждает польская сторона, претензии не рассматривало.

Всего же сейчас в 15 странах мира идет около 130 процессов реституции в пользу Польши. По данным вице-премьера, министра культуры и национального наследия профессора Петра Глинского, уже к 1942 году потери составили более половины всего музейного фонда Польши. В напоминание об этом в стране запущен общенациональный проект «Пустые рамы».

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+