18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как держать в коллекции «живые» произведения искусства?

Кадр из презентации проекта «Тейт в космосе» художницы Сьюзан Коллинз. Фото: Tate/ETALAB
Кадр из презентации проекта «Тейт в космосе» художницы Сьюзан Коллинз.
Фото: Tate/ETALAB

На онлайн-конференции, опирающейся на новое исследование, музейные специалисты обсуждают, как работать с процессуальным, «живым» и органическим искусством

В 2002 году, через два года после открытия, Галерея Тейт Модерн объявила о создании «радикально новой площадки для хранения, курирования и экспонирования коллекции» — в открытом космосе. На должность директора этого нового форпоста, получившего название «Тейт в космосе», была назначена художница Сьюзан Коллинз. Она рассказывала, что в собственности музея находится спутник, который будет вращаться вокруг Земли, и на его борту гостям предложат уникальную образовательную программу.

На самом деле это была выдумка. «Многие приняли это за чистую монету, — рассказывает преподавательница факультета реставрации в Университетском колледже Лондона Пип Лоуренсон, — в том числе британские власти, которые пытались проверить, есть ли у Коллинз разрешение на запуск спутника».

Проект Коллинз оказался визионерским, поскольку был посвящен вопросу, который сегодня все громче звучит в мире современного искусства: как внутренние механизмы работы и роль музеев могут становиться центральным предметом исследования художника? И каким образом сделать так, чтобы подобные произведения, которые часто называют процессуальными (time-based) за то, как они отзываются на конкретный момент времени, могли храниться в архиве музея и оставаться доступными и понятными для посетителей в будущем?

Эта проблема обсуждается онлайн на международной конференции Тейт Модерн Reshaping the Collectible: Learning Through Change («Переосмысляя предмет коллекционирования: обучение через перемены»), во время которой ведущие кураторы обсудят вопросы — как этические, так и технические, связанные с хранением и работой с процессуальным, перформативным и так называемым живым искусством в музеях и коллекциях институций (до 16 сентября).

Новое поколение исполнителей репетирует произведение Тони Конрада 1972 года «Десять лет жизни на бесконечной равнине». Фото: Tate
Новое поколение исполнителей репетирует произведение Тони Конрада 1972 года «Десять лет жизни на бесконечной равнине».
Фото: Tate

Произведения процессуального искусства часто создаются для существования в единственном измерении или форме. Их жизнь ограничена определенным периодом времени, и они предназначены для восприятия исключительно на протяжении этого периода. Естественным образом само их существование ускользает от конвенциональной структуры музейной коллекции и экспозиции. Поэтому для реставраторов-консерваторов их сохранение связано с множеством нетривиальных проблем. «Куратор понимает, что произведение может получить в музее новую жизнь и по форме оно будет очень сильно отличаться от того, как было представлено первоначально, — говорит Лоуренсон, руководившая организацией конференции. — В коллекции Тейт, МоМА и Центра Помпиду оказываются произведения, бросающие вызов самому представлению о музейном объекте. Художники, чьи работы поступают в эти коллекции, могут оказать очень глубокое влияние на то, как реставраторы думают о них, и такие коллаборации дают музеям возможность переосмыслить самих себя».

Кейт Льюис занимает должность старшего реставратора по программе Агнес Гунд в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке и одновременно заведует его отделом реставрации имени Дэвида Бута. В ее сферу ответственности входит обеспечение доступности и экспонирования коллекции МоМА. «Как сделать так, чтобы произведения, созданные и впервые исполненные шесть десятилетий назад, оставались актуальными и видимыми? Чтобы они сохранили свою цельность? Это фундаментальные вопросы, которые должны задавать себе музеи, приобретающие произведения процессуального, живого, перформативного и цифрового искусства», — уверена она.

«Десятилетиями исследователи фокусировались на заботе о материальной культуре, в первую очередь на заботе об объектах, — говорит Льюис. — Но современное искусство представляет собой стремительно развивающуюся сферу новых медиа и новых практик, исследующих самые актуальные проблемы».

В рамках исследовательского гранта 2018 года от Фонда Эндрю Меллона кураторы Тейт исследовали экспериментальную видео- и музыкальную работу Тони Конрада «Десять лет жизни на бесконечной равнине» (1972). Они тесно сотрудничали с теми, кто был занят в первом исполнении произведения, и с самим Конрадом, чтобы лучше понять, как обеспечить дальнейшую жизнь этой работы в коллекции Тейт, и составить инструкции для ее будущих исполнений.

Ангарад Дэвис (слева) и Риз Чатем (справа) делятся своим опытом исполнения произведения «Десять лет жизни на бесконечной равнине» Тони Конрада. 2019. Фото: Roger Sinek
Ангарад Дэвис (слева) и Риз Чатем (справа) делятся своим опытом исполнения произведения «Десять лет жизни на бесконечной равнине» Тони Конрада. 2019.
Фото: Roger Sinek

Луиз Лоусон, исполняющая обязанности главы отдела реставрации в Тейт, уверена, что эта конференция даст возможность тем, кто связан с музейной реставрацией, «переосмыслить то, как мы относимся к своей деятельности и как мы ее выполняем».

«Для работы с различными формами „живых“ практик, опирающихся на разные традиции и источники, необходима очень широкая и одновременно глубокая экспертиза», — говорит Лоусон.

«С тех пор как Конрад создал это произведение, мир успел очень сильно измениться», — подчеркивает Лоуренсон. На конференции представят результаты новых исследований, используя работы Конрада и Коллинз в качестве примеров.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+