18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русский музей впервые обратил внимание на мебель

Неизвестный художник. «Зал заседаний Государственного совета в Мариинском дворце». 1901. Фото: Государственный Русский музей
Неизвестный художник. «Зал заседаний Государственного совета в Мариинском дворце». 1901.
Фото: Государственный Русский музей
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

«Кресло, стул, табурет в русском искусстве XVIII–XX веков» — так называется выставка Государственного Русского музея, в первый раз обратившегося к этой богатой теме. Среди 200 предметов множество раритетов

На выставке в Государственном Русском музее представлено две сотни предметов из музеев и частных коллекций: на первом плане — стулья и кресла, и только на втором — картины и рисунки известных художников с участием мебели. Впрочем, среди дизайнеров стульев и кресел звездных имен не меньше, даже больше — от Карла Росси до Филиппа Старка.

Сначала Юлия Демиденко, куратор выставки, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства ГРМ, предлагает зрителю короткий «заплыв» в том, что писательский дуэт Илья Ильф — Евгений Петров назвал «океаном стульев». Несколько предметов показывают разнообразие дизайнерской фантазии за последние два века. Фаянсовый табурет изготовлен в 1830-е годы на заводе Сергея Поскочина в селе Морье под Петербургом. За ним следуют стул в стиле шинуазри, похожий на китайскую лаковую шкатулку, и детское кресло «тет-а-тет» из ореха с обшивкой вощеным ситцем. Такие кресла иногда называют «эсками»: они имеют S-образную форму. Сидящие в них находятся рядом, но обращены в противоположные стороны. Пропускаем кресло-качалку, чтобы сосредоточиться на двух шедеврах советской промышленности 1930-х годов. Кресло-раскладушка может превратиться в спальное место. На царге (это рама, что пояснено схемой, расположенной рядом) указано место изготовления — «МСП. Завод 206». МСП — Министерство судостроительной промышленности СССР. Многофункциональное кресло, вероятно, предназначалось для каюты моряка. Еще экзотичнее складной стул-лестница. Вероятно, использовался тем же моряком. Завершает ряд красное кресло Филиппа Старка Louis Ghost из литого поликарбоната. Как-то знаменитый дизайнер заметил: «Я потратил целую жизнь на то, чтобы лишить вещи элитарности». У Старка получилось, особенно если учесть количество реплик его стульев.

Ирина Ярошевич-Гусева. «Автопортрет в кресле». 1985. Фото: Государственный Русский музей
Ирина Ярошевич-Гусева. «Автопортрет в кресле». 1985.
Фото: Государственный Русский музей

Продолжая неявно ссылаться на роман «12 стульев», куратор называет следующую главу выставки «Стулья из дворца». Собрана мебель из царских и великокняжеских покоев. Кресло из Готлисового гарнитура создано в начале XIX века для Зимнего дворца по проекту архитектора Луиджи Руска. Гарнитур назван так из-за обшивки готлисом — шпалерой, вытканной на Императорской мануфактуре. Через 100 лет архитектор Иван Фомин придумает неоклассическое кресло для петербургского дома Марии Шаховской. В нем использована вышивка шерстью, а само кресло вырезано из палисандра, украшенного инкрустацией и золочением.

Дворцовые кресла окружают парадные портреты. Луи Каравак изобразил цесаревну Наталию Петровну, которая указывает на корону, лежащую на банкетке, тем самым обозначая свой социальный статус. Промышленник Никита Демидов на портрете Луи Токе вальяжно оперся на спинку барочного кресла. Борис Кустодиев изобразил пожилого Дмитрия Сольского, экс-председателя Госсовета, в старомодном кресле, обитом салатным ситцем с обильной вышивкой.

«Стулья русских архитекторов» и «Культовые стулья XIX–ХХ веков» — две поэмы для фанатов дизайна. В первой солируют Росси, Брюллов, Штакеншнейдер. К раритетам относятся стул и табурет Федора Солнцева из Александровского дворца с надписями: «Сядь посиди, от трудов отдохни» и «Сидеть сиди, да не сиднем». Во второй поэме — стул из черешни «Кампанино» Джузеппе Дескальци, вытеснивший его «№ 14» Михаэля Тонета, кресло «Василий» Марселя Бройера, посвященное Кандинскому (авторский экземпляр был подарен художнику), стул для дешевого жилища Standard Жана Пруве, самый популярный в мире табурет Stool 60 Алвара Аалто, первоначально спроектированный для библиотеки в Выборге, стул-монолит Panton Вернера Пантона.

Стул Scheletro (Flamingo). По проекту Кари Асикайнена. 1987. Фото: Chairmuseum, Санкт-Петербург
Стул Scheletro (Flamingo). По проекту Кари Асикайнена. 1987.
Фото: Chairmuseum, Санкт-Петербург

Коллекционер Павел Ульянов, предоставивший на выставку свою мебель, рекомендует обратить внимание на кресло Августа Китшельта (1850-е). Оно сделано из стальной трубки, сохранившей оригинальную окраску под дерево.

Между звездной мебелью не затерялись стул из красного дерева Генриха Гамбса (как без него!) и образец советского ар-деко — круглый, с гнутыми ножками, соединенными подставкой, «стул из гарнитура», он имеет натурную датировку «1936».

В финале зритель может отдохнуть на произведениях современных петербургских и московских дизайнеров, заодно рассматривая «Автопортрет» Евсея Моисеенко и «Портрет Ольги Лупповой с сиренью» Сергея Луппова — оба персонажа уютно сидят на венских стульях. «Портрет Александра Матвеева» кисти Павла Кузнецова, напротив, изображает скульптора, задумчиво примостившегося на крошечном табурете. 

Государственный Русский музей
«Кресло, стул, табурет в русском искусстве XVIII–XX веков»
До 10 октября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+