Александра Лекомцева: «На blazar есть классные работы по доступным ценам»

Александра Лекомцева, генеральный директор ярмарки blazar и соучредитель галереи Sample. Фото: Ярмарка молодого современного искусства blazar
Александра Лекомцева, генеральный директор ярмарки blazar и соучредитель галереи Sample.
Фото: Ярмарка молодого современного искусства blazar
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Одна из основательниц и генеральный директор Ярмарки молодого современного искусства blazar рассказала об участвующих в ней независимых художниках, секции диджитал-арта и тех людях, что ищут молодые таланты

Как и когда возникла идея ярмарки blazar? Почему было выбрано такое название?

Идея ярмарки давно витала в воздухе. В команде Sample ее предложила Аня Дюльгерова, на тот момент пиар-директор галереи. В 2019 году мы узнали, что у Маргариты Пушкиной с командой Cosmoscow есть идея создать ярмарку-сателлит, которая будет специализироваться на продаже работ молодых художников, и Антон Белов порекомендовал ей нас как потенциальных партнеров для реализации этого проекта. Начали обсуждать, объединили команды Sample и Cosmoscow. О названии долго думали, решали, создавать ли самостоятельный бренд или использовать Sample. В итоге Аня Дюльгерова придумала название blazar, что означает космическое тело, внегалактический светящийся объект. Это показалось идеальным для сателлита, поскольку в названии Cosmoscow тоже есть созвучность космосу.

Ярмарка молодого современного искусства blazar в 2021 году. Фото: blazar
Ярмарка молодого современного искусства blazar в 2021 году.
Фото: blazar

Вы основали ярмарку вместе с Анной Наумовой. Как распределяются ваши роли в проекте?

Мы основали ярмарку вчетвером: Маргарита Пушкина, Аня Наумова, я и Аня Дюльгерова. Распределение ролей и ответственности стало логичным продолжением наших привычных задач и профессий. Маргарита с командой Cosmoscow обеспечила экспертизу по организации ярмарки, работе с галереями, клиентскую базу и систему работы с клиентами. Аня Наумова является арт-директором ярмарки и отвечает за все наполнение: контент, «визуал» и архитектуру. Аня Дюльгерова взяла на себя пиар, маркетинг и гест-менеджмент. Я, как директор, отвечаю за всю организацию ярмарки, работу со спонсорами и другими партнерами.

Первый выпуск blazar состоялся в ковидном 2020 году. Были ли у вас сомнения по поводу того, стоит ли запускать новый проект в такое время?

Это было великое время! Казалось безумием запускать большой городской фестиваль в пандемийный год. Мы долго готовились и не могли предположить, что случится ковид. Но, так как Cosmoscow решили проводить, и мы пошли на этот отважный шаг. И заранее понимали, что если в сентябре нас снова закроют на карантин, то будем думать, как действовать дальше. Но нам повезло и все случилось, и первые результаты, отклик арт-сообщества — участников, гостей, художников и коллекционеров — превзошли все наши ожидания.

Полина Новикова. «Солнечный принц». 2021. Фото: blazar
Полина Новикова. «Солнечный принц». 2021.
Фото: blazar

Сейчас состоится уже третий по счету выпуск. Будут ли какие-то новшества и изменения?

Да, все верно. Мы шутим между собой, что после этого года будет тяжело говорить, что мы стартап и еще ищем свой путь. В этом году мы экспериментируем с количеством участников: увеличили число независимых авторов, сократили количество галерей, делаем секцию диджитал-искусства, при поддержке АКИ — Агентства креативных индустрий — под кураторством Koshta collective.

Как бы вы описали основное кредо ярмарки? В чем ее отличие от других ярмарок в России?

Я бы обозначила как основную задачу показ широкой аудитории работ молодых, начинающих или еще не реализовавших себя авторов. Что касается кредо, то я бы его сформулировала так: buy now or cry later. Суть в том, что на ярмарке существует жесткая ценовая политика, и, опять же, наша задача — не завышать цены. Таким образом, есть возможность приобрести классные работы по доступным ценам, а вот долго думать — времени нет. Главное отличие blazar от других — в том, что наш приоритет — именно самостоятельные художники; кроме того, стараемся наладить механику сотрудничества и представления студентов образовательных центров и университетов. Это вообще мой самый любимый сектор.

Как организована процедура отбора участников?

Процедура устроена максимально прозрачно. Мы приглашаем экспертов в совет, объявляем открытый опен-колл и получаем заявки. Дальше с заявками работают эксперты. Как правило, у нас два экспертных совета: для независимых авторов и для галерей. В этом году экспертами независимых стали Юлия Юсма (на тот момент директор галереи при «Вышке») и Анастасия Митюшина (куратор музея «Гараж»), за галерейный сектор отвечали лично Маргарита Пушкина и Аня Наумова. А вот для образовательного сектора в этом году мы позвали куратора Марию Кравцову, и участников приглашала она.

Триптих Алисы Гореловой на ярмарке молодого современного искусства blazar в 2021 году. Фото: blazar
Триптих Алисы Гореловой на ярмарке молодого современного искусства blazar в 2021 году.
Фото: blazar

Вы продолжаете сотрудничество с Агентством креативных индустрий (АКИ)?

Все верно. Агентство креативных индустрий уже второй год поддерживает ярмарку и ее участников. В этот раз мы также провели опен-колл для участия в секции Created in Moscow, и десять московских галерей были выбраны экспертным советом, они получат отдельные стенды по примеру прошлого года. И собственно, новую секцию цифрового искусства, где представлены самостоятельные диджитал-авторы, также поддерживает АКИ. Благодаря нашему сотрудничеству мы смогли реализовать проект в 2022 году.

Агентство также поддерживает лекторий проекта; в этом году от них будет выступать специальный гость Руслан Гацалов, основатель Центра правовой защиты творческой индустрии ArtLaw.

АКИ для нас оказалось идеальным партнером, и от лица своей команды я выражаю благодарность коллегам из агентства. У нас взаимопонимание относительно контента, они прислушиваются к нам. Мы вместе работаем над тем, чтобы для участников поддержка оказалась максимально эффективной.

Можно ли назвать blazar коммерчески успешным проектом? Какова роль партнеров и спонсоров на данном этапе?

Что касается коммерческой составляющей такого бизнес-проекта, как ярмарка, то мы до сих пор разгадываем. Потому что ярмарка молодых современных художников сама по себе является как социально значимым, так и бизнес-проектом. И каждое решение по организации, приглашению или выбору участников содержит две эти смысловые нагрузки.

Дима Кадынцев. «Отражение». 2022. Фото: Ярмарка молодого современного искусства blazar
Дима Кадынцев. «Отражение». 2022.
Фото: Ярмарка молодого современного искусства blazar

Мы очень стремимся, чтобы ярмарка была прибыльной и успешной по многим показателям. По сравнению с первым выпуском мы выросли довольно мощно. В прошлом году blazar по показателям продаж и посещаемости превысила выпуск 2020 года ровно в два раза. То же самое со спонсорской поддержкой: в первый год оказалось невозможным найти спонсоров, поэтому реализовывали ярмарку своими силами, а вот во второй год уже удалось привлечь классных спонсоров и партнеров, благодаря команде VCA в том числе. Роль спонсоров и парт­неров довольно велика, так как пока экономика ярмарки устроена на балансе экономических показателей и партнерских взносов.

Ярмарка молодого современного искусства blazar в 2021 году. Фото: blazar
Ярмарка молодого современного искусства blazar в 2021 году.
Фото: blazar

Как изменилась (и изменилась ли) концепция blazar сейчас по сравнению с первоначальным планом?

Честно говоря, в этом и есть прелесть нашей ярмарки, что концепция проста, а мы позволяем себе экспериментировать. Третий год для нас окажется определяющим, мы сможем более четко оценить разные показатели. О будущем говорить пока сложно. Конечно, мы мечтаем о расширении и беспрецедентном коммерческом успехе и с радостью поделимся нашими планами после этого выпуска. 

Музей Москвы
Ярмарка молодого современного искусства blazar
14 – 18 сентября

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
5
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
6
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
7
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+