Тонкости чайных церемоний раскрывают в Музее Востока

Коробочка для благовоний. Япония, начало XIX в. Фрагмент. Фото: Музей Востока
Коробочка для благовоний. Япония, начало XIX в. Фрагмент.
Фото: Музей Востока
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

Выставка «Пять стихий чая» в московском Музее Востока приурочена к 500-летию одного из изобретателей чайной церемонии, известного под именем Сэн Рикю. В витринах — керамика, изделия из лака, гравюры, фигурки нэцке и многое другое

Выставка «Пять стихий чая» посвящена уникальной и сакральной церемонии японского чайного действа тя-но ю. Культура чаепития формировалась в стране столетиями, эстетика этой практики затрагивает многие аспекты жизни японцев, включая дизайн домов и садов, а также особый этикет.

Чайная церемония была разработана выдающимися мастерами Дзёо Танэко и Сэн-но Соэки, известным под именем Сэн Рикю. Именно к 500-летию со дня его рождения и приурочена выставка. Экспозиция представляет собой ретроспективу предметов, связанных с миром чайной церемонии. Большинство экспонатов происходят из фондов Музея Востока, но есть и вещи, предоставленные частными коллекционерами.

Чаша для чая. Япония. XVII-XIX вв. Фото: Музей Востока
Чаша для чая. Япония. XVII-XIX вв.
Фото: Музей Востока

Керамика Японии, а также Китая, Кореи, стран Юго-Восточной Азии XIII–XXI веков, изделия из лака, дерева и металла, живопись, которая сопровождала чайные собрания, украшая нишу токонома в комнатах, находят свое место в витринах выставки. Гравюры позволяют увидеть порядок проведения церемонии в домашнем обиходе конца XIX века, а мелкая пластика — нэцке и окимоно — раскрывает характеры чайных мастеров, увиденные глазами художников-резчиков.

Следуя образцу китайской сунской чайной церемонии, японские монахи разработали собственный ритуал чаепития. В нем были объединены четыре основных принципа: гармония (ва), почтительность (кэй), чистота (сэй) и тишина, покой (сэки). Для церемонии использовалось специальное строение — чайный домик тясицу, которому был придан вид крестьянского жилища с соломенной крышей. Затем к нему присоединился сад. Растения и садовые постройки должны были имитировать природную случайность и беспорядок, внушающий спокойствие. Совместное распитие чая превратилось в настоящую духовную практику — посуда, детали чайного домика и настроение участников имели в церемонии символический смысл.

Фрагмент экспозиции «Пять стихий чая». Фото: Музей Востока
Фрагмент экспозиции «Пять стихий чая».
Фото: Музей Востока

Мастер Рикю отдавал предпочтение простым деревенским предметам японского изготовления, а не дорогим китайским изделиям, которые были модны в его время. Из-за этого чайный мастер часто расходился во взглядах с правителями. И хотя Рикю и не являлся изобретателем философии ваби-саби, которая находит красоту в самом простом, он стал одним из тех, кто повлиял на ее популяризацию на родине и за ее пределами, внедрив эти принципы в чайную церемонию.

Сегодня существует три иэмото, или «главных дома», японского метода приготовления чая, которые наследуют древним традициям: Омотесэнкэ, Урасэнкэ и Мушакодзисэнкэ. Все они посвящены передаче учения их общего основателя, Рикю. 

Музей Востока
«Пять стихий чая»
До 18 сентября

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
5
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
6
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
7
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+