18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта

Арт-дилер Хильдебрандт Гурлитт. 1955. Фото: Koblenz, Bundesarchiv Cornelius Gurlitt Estate
Арт-дилер Хильдебрандт Гурлитт. 1955.
Фото: Koblenz, Bundesarchiv Cornelius Gurlitt Estate

Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования

Выставка «Подведение итогов. Обзор коллекции Гурлитта» откроется в Художественном музее Берна 16 сентября. Она стала итогом многолетней работы по исследованию загадочной коллекции из 1,6 тыс. произведений искусства, среди которых полотна импрессионистов и экспрессионистов. Они были найдены в начале 2010-х годов в мюнхенском доме наследника немецкого арт-дилера, затворника Корнелиуса Гурлитта и вызвали сенсацию, в том числе из-за подозрения в их происхождении из еврейских собраний, изъятых нацистами. Много шума наделало и завещание Гурлитта, оглашенное после его смерти в 2014 году. Согласно его воле, все собрание передавалось в швейцарский музей, а не в какой-либо немецкий или членам семьи, которые несколько лет пытались опротестовать завещание. В 2017 году Художественный музей Берна наконец принял коллекцию, для изучения которой был создан первый в Швейцарии отдел исследования провенанса.

Клод Моне. «Мост Ватерлоо». 1903. Фото: Kunstmuseum Bern, Cornelius Gurlitt Estate 2014
Клод Моне. «Мост Ватерлоо». 1903.
Фото: Kunstmuseum Bern, Cornelius Gurlitt Estate 2014

На выставке «Подведение итогов. Обзор коллекции Гурлитта» будет представлено около 350 экспонатов, в том числе один из вариантов «Горы Святой Виктории» Поля Сезанна, «Мост Ватерлоо» Клода Моне, графика Василия Кандинского, Эдварда Мунка и скульптура Огюста Родена.

Помимо произведений искусства, покажут многочисленные документы из архива семьи и государственных архивов Германии, Швейцарии и Франции. Словом, проект соберет все, что на сегодня удалось выяснить музею, а также расскажет о том, как именно он это выяснял.

«Экспонаты, со всеми следами их материального бытования, будут показаны и как цели нацистского грабежа, и как произведения искусства с эстетическими качествами, притягательные для коллекционирования. Целые группы предметов будут показаны в своем историческом контексте. Этот иной взгляд на предметы из коллекции Гурлитта дает представление об этических, правовых и политических проблемах, возникающих в связи с нацистскими реквизициями искусства», — гласит пресс-релиз музея.

Эдвард Мунк. «Август Стриндберг». 1896. Фото: Kunstmuseum Bern, Cornelius Gurlitt Estate 2014
Эдвард Мунк. «Август Стриндберг». 1896.
Фото: Kunstmuseum Bern, Cornelius Gurlitt Estate 2014

Также будут показаны личные документы семьи Гурлиттов, в частности отца Корнелиуса — Хильдебрандта Гурлитта (1895–1956), именно того человека, который непосредственно собирал эти вещи во время Второй мировой войны. Он предстанет перед зрителем в самых разных ролях — как директор музея, арт-дилер, организатор выставок, человек, чья жизнь была непосредственно связана с властями Германской империи, Веймарской республики, Третьего рейха и, наконец, ФРГ.

С декабря 2021 года вся коллекция Гурлитта выложена в общедоступную базу данных. По результатам исследования музей разделил коллекцию на две части: первая — без каких-либо доказательств конфискации нацистами, вторая — с доказательствами либо же «с подозрительными обстоятельствами». Принять вторую группу произведений музей отказался: пять из них переданы Германии, еще 23 являются объектами дальнейшего расследования. К 2021 году Художественный музей Берна и Германия вернули в общей сложности девять произведений наследникам законных владельцев, в частности работы Отто Дикса, Макса Либермана, Анри Матисса и Камиля Писсарро.

Франц Марк. «Пейзаж с лошадьми». 1911. Фото: Kunstmuseum Bern, Cornelius Gurlitt Estate 2014
Франц Марк. «Пейзаж с лошадьми». 1911.
Фото: Kunstmuseum Bern, Cornelius Gurlitt Estate 2014

Некоторые из произведений, однако, явно имеют очевидно безупречный провенанс. В первую очередь речь идет примерно о 300 работах, которые являются произведениями живописцев из семьи Гурлиттов, в том числе пейзажиста Генриха Луи Теодора Гурлитта (1812–1897) и экспрессионистки Корнелии Гурлитт (1890–1919).

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
Каталог монографической выставки в Третьяковской галерее дает возможность оценить фигуру этого художника с разных ракурсов. Порой они довольно субъективны, что к лучшему: воспринимать творчество Попкова по методичке — занятие бесцельное
21.02.2025
Виктор Попков: на пределе дозволенного шестидесятничества
6
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
7
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+