18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Древний город в Ираке вновь под угрозой: он может стать жертвой ирригации

Ворота Табира в Ашшуре. Фото: AUIS Center for Archaeology and Cultural Heritage
Ворота Табира в Ашшуре.
Фото: AUIS Center for Archaeology and Cultural Heritage
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Ассирийская столица Ашшур недавно пережила военные действия, а теперь на нее надвигается строительство плотины, чреватое затоплением исторических территорий. Археологи консервируют и документируют памятники, но в будущее смотрят с опаской

Нынешней весной Ашшур вновь открылся для посещения, и на приуроченных к этому событию торжествах местные жители пели и танцевали в традиционных костюмах. Многие из них ранее были вынуждены покинуть свои дома и бежать от наступавших войск ИГИЛ (организация запрещена в РФ. — TANR). Торжества напоминали весенние процессии, проходившие в городе тысячи лет назад. Но сразу же после возрождения Ашшур столкнулся с новой угрозой.

Древний город был возведен на берегу реки Тигр на территории современного Ирака более 5 тыс. лет назад и долгое время являлся столицей огромной Ассирийской империи. Город считался физическим воплощением одноименного божества, представленного в ассирийской иконографии в виде вооруженного воина в диске крылатого солнца. Храм Ашшура дошел до наших дней, сегодня это постепенно разрушающийся 26-метровый зиккурат. Когда-то он был вдвое выше, его покрывали железо и свинец, украшали кристаллы.

Город дважды разрушали — сначала вавилонское войско за 600 лет до рождения Иисуса Христа, а затем формирования ИГИЛ в 2015 году. В центре Ашшура находятся ворота Табира — архитектурный памятник, состоящий из трех последовательно соединенных арок и служащий символом города. «Ворота Табира соединяли главное святилище богов с садами Иштар, богини войны и плодородия», — рассказывает Тобин Харт­нелл, директор Центра археологии и культурного наследия при Американском университете Ирака (AUIS), расположенном в городе Сулеймания.

Три арки древних ворот Табира недавно удалось стабилизировать, предотвратив их окончательное обрушение. Фото: AUIS Center for Archaeology and Cultural Heritage
Три арки древних ворот Табира недавно удалось стабилизировать, предотвратив их окончательное обрушение.
Фото: AUIS Center for Archaeology and Cultural Heritage

В мае 2015 года было опубликовано видео, на котором бойцы ИГИЛ пытаются превратить ворота в груду камней. Тогда им удалось уничтожить около 70% конструкции. В 2021 году Хартнелл смог получить от Международного альянса по защите наследия в зонах конфликтов чрезвычайную помощь в размере $72 тыс., благодаря чему удалось предотвратить окончательное обрушение ворот. В ходе реставрации стабилизировали внешнюю арку, которой был нанесен наиболее серьезный ущерб. Но сооружение остается непрочным и без дальнейшего укрепления все равно может упасть. «Сейчас мы сосредоточились на срочной задаче восстановить среднюю из трех арок, пока не обрушился весь свод», — рассказывает Хартнелл.

Проведенные аварийные работы позволили открыть город для посещения 1 апреля — в день, когда ассирийцы отмечали Новый год. Но будущее Ашшура по-прежнему под угрозой.

Еще в 2002 году правительство Саддама Хусейна намеревалось построить плотину в Махуле, приблизительно в 40 км от древнего города. В 2003 году Ашшуру был присвоен статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО — и тогда же США с союзниками вторглись в Ирак. Из-за войны о плотине временно забыли. Но в последние годы Ирак сильно страдает от регулярной засухи, вызываемой глобальным потеплением. Снижение уровня воды в Тигре и Евфрате несет угрозу водоснабжению страны, и в апреле 2021 года строительство плотины возобновилось.

Теперь местные жители все чаще говорят о «проклятии махульской плотины».

«Все с тревогой ждут, когда будет сформирован новый кабинет, — говорит исследовательница Сара Заими из иракской некоммерческой организации Liwan. — Тогда мы узнаем, захочет ли новый министр продолжать проект».

В нынешнем виде план строительства предполагает затопление Ашшура: вода накроет более 200 объектов исторического наследия. По данным Liwan, 250 тыс. человек вынуждены будут переселиться. Сейчас специалисты в области культурного наследия ведут переговоры с властями Ирака, пытаясь предотвратить безрассудное уничтожение древних памятников региона и домов местных жителей.

В последние месяцы здесь много говорят о временной конструкции, возведение которой должно вот-вот начаться. «Но мы не думаем, что временное решение поможет, — уверен Хартнелл. — Вероятнее всего, что оно лишь усугубит ситуацию».  

Самое читаемое:
1
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
2
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
3
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
4
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
5
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2» объявил о планах на 2024 год. Кураторы Зельфира Трегулова и Франческо Бонами работают над проектом «Образ и пространство», также готовится выставка из коллекции Государственного музея искусств имени И.В.Савицкого в Нукусе
04.12.2023
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
6
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
7
Антикварный салон покажет «достояние нации»
В Гостином Дворе пройдет 49-й Российский антикварный салон & lifestyle «Искусство интерьера», справедливо называемый одним из главных художественных и светских событий осени
20.11.2023
Антикварный салон покажет «достояние нации»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+