18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Древний город в Ираке вновь под угрозой: он может стать жертвой ирригации

Ворота Табира в Ашшуре. Фото: AUIS Center for Archaeology and Cultural Heritage
Ворота Табира в Ашшуре.
Фото: AUIS Center for Archaeology and Cultural Heritage
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Ассирийская столица Ашшур недавно пережила военные действия, а теперь на нее надвигается строительство плотины, чреватое затоплением исторических территорий. Археологи консервируют и документируют памятники, но в будущее смотрят с опаской

Нынешней весной Ашшур вновь открылся для посещения, и на приуроченных к этому событию торжествах местные жители пели и танцевали в традиционных костюмах. Многие из них ранее были вынуждены покинуть свои дома и бежать от наступавших войск ИГИЛ (организация запрещена в РФ. — TANR). Торжества напоминали весенние процессии, проходившие в городе тысячи лет назад. Но сразу же после возрождения Ашшур столкнулся с новой угрозой.

Древний город был возведен на берегу реки Тигр на территории современного Ирака более 5 тыс. лет назад и долгое время являлся столицей огромной Ассирийской империи. Город считался физическим воплощением одноименного божества, представленного в ассирийской иконографии в виде вооруженного воина в диске крылатого солнца. Храм Ашшура дошел до наших дней, сегодня это постепенно разрушающийся 26-метровый зиккурат. Когда-то он был вдвое выше, его покрывали железо и свинец, украшали кристаллы.

Город дважды разрушали — сначала вавилонское войско за 600 лет до рождения Иисуса Христа, а затем формирования ИГИЛ в 2015 году. В центре Ашшура находятся ворота Табира — архитектурный памятник, состоящий из трех последовательно соединенных арок и служащий символом города. «Ворота Табира соединяли главное святилище богов с садами Иштар, богини войны и плодородия», — рассказывает Тобин Харт­нелл, директор Центра археологии и культурного наследия при Американском университете Ирака (AUIS), расположенном в городе Сулеймания.

Три арки древних ворот Табира недавно удалось стабилизировать, предотвратив их окончательное обрушение. Фото: AUIS Center for Archaeology and Cultural Heritage
Три арки древних ворот Табира недавно удалось стабилизировать, предотвратив их окончательное обрушение.
Фото: AUIS Center for Archaeology and Cultural Heritage

В мае 2015 года было опубликовано видео, на котором бойцы ИГИЛ пытаются превратить ворота в груду камней. Тогда им удалось уничтожить около 70% конструкции. В 2021 году Хартнелл смог получить от Международного альянса по защите наследия в зонах конфликтов чрезвычайную помощь в размере $72 тыс., благодаря чему удалось предотвратить окончательное обрушение ворот. В ходе реставрации стабилизировали внешнюю арку, которой был нанесен наиболее серьезный ущерб. Но сооружение остается непрочным и без дальнейшего укрепления все равно может упасть. «Сейчас мы сосредоточились на срочной задаче восстановить среднюю из трех арок, пока не обрушился весь свод», — рассказывает Хартнелл.

Проведенные аварийные работы позволили открыть город для посещения 1 апреля — в день, когда ассирийцы отмечали Новый год. Но будущее Ашшура по-прежнему под угрозой.

Еще в 2002 году правительство Саддама Хусейна намеревалось построить плотину в Махуле, приблизительно в 40 км от древнего города. В 2003 году Ашшуру был присвоен статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО — и тогда же США с союзниками вторглись в Ирак. Из-за войны о плотине временно забыли. Но в последние годы Ирак сильно страдает от регулярной засухи, вызываемой глобальным потеплением. Снижение уровня воды в Тигре и Евфрате несет угрозу водоснабжению страны, и в апреле 2021 года строительство плотины возобновилось.

Теперь местные жители все чаще говорят о «проклятии махульской плотины».

«Все с тревогой ждут, когда будет сформирован новый кабинет, — говорит исследовательница Сара Заими из иракской некоммерческой организации Liwan. — Тогда мы узнаем, захочет ли новый министр продолжать проект».

В нынешнем виде план строительства предполагает затопление Ашшура: вода накроет более 200 объектов исторического наследия. По данным Liwan, 250 тыс. человек вынуждены будут переселиться. Сейчас специалисты в области культурного наследия ведут переговоры с властями Ирака, пытаясь предотвратить безрассудное уничтожение древних памятников региона и домов местных жителей.

В последние месяцы здесь много говорят о временной конструкции, возведение которой должно вот-вот начаться. «Но мы не думаем, что временное решение поможет, — уверен Хартнелл. — Вероятнее всего, что оно лишь усугубит ситуацию».  

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+