18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Принято новое определение понятия «музей»

Музей региона Ватерлоо, Китченер, Канада. Фото: Waterloo Region Museum
Музей региона Ватерлоо, Китченер, Канада.
Фото: Waterloo Region Museum

Определение 50-летней давности было пересмотрено на конференции Международного совета музеев (ИКОМ) в Праге. Оно впервые включает такие термины, как «инклюзивность», «доступность», «устойчивость» и «этика»

Определение, что такое музей, существенно изменилось впервые за полвека. Это произошло после открытого голосования членов Международного совета музеев (ICOM — ИКОМ) в Праге 24 августа. Во внеочередной генеральной ассамблее ИКОМ участвовали представители более 500 музеев со всего мира (российская делегация принимала участие онлайн); 92% из них проголосовали за новые признаки, описывающие музей, среди которых впервые появились слова «инклюзивность», «доступность», «устойчивость» и «этика».

Новая формулировка звучит так: «Музей — это некоммерческая, постоянно действующая организация на службе обществу, которая исследует, собирает, сохраняет, интерпретирует и демонстрирует материальное и нематериальное наследие. Открытые для публики, доступные и инклюзивные, музеи способствуют разнообразию и устойчивости. Они работают и общаются этично, профессионально и с участием сообществ, предлагая разнообразный опыт для обучения, развлечения, побуждая к размышлениям и обмену знаниями».

Альберто Гарланди, президент ИКОМ, подчеркнул: «Нас заставили измениться. Я думаю, что это решение улучшит положение музеев во всем мире». Формулировка будет принята ЮНЕСКО и поможет определить, могут ли частные галереи и другие художественные учреждения по всему миру официально называть себя музеями.

Новое определение было принято после нескольких лет споров. В 2019 году на последней конференции ИКОМ в Киото консенсус не был достигнут и до голосования не дошло. Самыми проблемными в предложенной тогда формулировке были строки о том, что музеи — это «пространства, созданные для критического осмысления и обсуждения прошлого и будущего, которые работают во имя человеческого достоинства, социальной справедливости, глобального равенства и благополучия в масштабах планеты».

В итоге продолжало действовать описание главных признаков музея, созданное в 1970-х годах и немного измененное в 2007 году, где говорится, что музеи — это некоммерческие институции, которые «служат делу общества» и занимаются «приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материального и нематериального наследия человечества и его окружения в целях образования, изучения и развлечения».

«Старое определение не отражало реального состояния дел в музеях мира», — сказал Бруно Брюлон, сопредседатель ICOM Define, комитета по дефиниции. Он признал, что новое определение стало результатом переговоров: «Был достигнут компромисс. Нам пришлось выслушать людей с очень разными точками зрения. Некоторые думают, что такой термин, как репатриация, является слишком политизированным. Но новое определение, я думаю, очень прогрессивное утверждение».

В только что принятой формулировке отсутствуют такие слова, как «деколонизация», «репатриация» и «реституция», которые являются ключевыми для многих музеев в развивающихся странах. Поэтому ряд спикеров, в том числе представители национальных комитетов ИКОМ, заявил, что, по их мнению, новое определение, напротив, недостаточно прогрессивно и, возможно, является результатом чрезмерного компромисса с консервативным крылом музейного сообщества. «Честно говоря, для меня оно не слишком прогрессивно, — заметил в ходе дебатов Инкьюнг Чанг, директор-основатель Музея железа в корейском Сеуле и вице-президент ICOM Korea, — но мы должны найти общий язык. Теперь любой музей может взять это определение и интерпретировать его. Может быть, само оно недостаточно сильно, но оно дает вам возможность делать сильные вещи в своем музее».

Мутони Тангва, директор по развитию Национальных музеев Кении и спикер международного комитета ИКОМ, отметила, что в новое определение не включен термин «деакцессия» — процесс, когда произведение искусства или артефакт навсегда удаляется из музейной коллекции, часто для того, чтобы вернуться на место происхождения. Она подчеркнула, что передача артефактов некогда колонизированным, а теперь независимым нациям происходит во всем мире, но ИКОМ не признал ее должным образом. «Мы сидим здесь и обсуждаем, каким должен и каким может быть музей, но сама жизнь и активистское движение в мире уже создали новый музей. Он уже существует. Это наше будущее», — считает она. В подтверждение Тангва привела недавние примеры реституции, касающиеся Британского музея в Великобритании, Форума Гумбольдта в Германии и Смитсоновского института в США.

Разработка нового определения — это результат крупнейшего проекта в истории организации. Представители музеев из 126 национальных комитетов ИКОМ, среди которых и российский, объединяющие более 50 тыс. членов, общались с комитетом ICOM Define в течение полутора лет и в ходе четырех раундов консультаций, в том числе с музеями Африки, Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Детали того, как внедрять в жизнь новое определение, предстоит проработать на предстоящей очередной генеральной ассамблее ИКОМ.

Она пройдет под руководством нового президента Эммы Нарди, которая останется в этой должности до 2025 года.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+