Музеи теперь не те, что прежде

Международный совет музеев (ИКОМ) представил альтернативное определение понятия «музей». Согласно ему, хранить и демонстрировать наследие, чтобы считаться музеем, — недостаточно

Dagnini Danini. «Ошибочка». Фото: Street Art Museum / Музей стрит-арта
Dagnini Danini. «Ошибочка».
Фото: Street Art Museum / Музей стрит-арта

Если новое определение, которое ИКОМ будет обсуждать в сентябре на Генеральной ассамблее в Киото, будет принято, то, чтобы считаться музеем, нужно будет не только хранить наследие, но и как минимум быть инклюзивным, работать с различными сообществами и думать не только о прошлом, но и о будущем. Полностью новое определение музея в вольном переводе (официального не существует) звучит так:

«Музеи — это демократизирующие, инклюзивные и полифонические пространства, созданные для критического осмысления и обсуждения прошлого и будущего. Отвечая на текущие конфликты и вызовы времени, музеи сохраняют для общества эталонные артефакты и предметы искусства, оберегают и передают следующим поколениям историческую память и обеспечивают равные права и равный доступ к культурному наследию для всех людей.

Музеи существуют не ради прибыли. Их деятельность основана на принципах партиципации и прозрачности и строится вокруг активного сотрудничества с различными сообществами. Работая во имя человеческого достоинства, социальной справедливости, глобального равенства и благополучия в масштабах планеты, музеи аккумулируют, хранят, изучают, интерпретируют и экспонируют самые разные представления о мире».

Старое определение музея (принятое тоже относительно недавно, в 2007 году) было куда короче. В нем говорилось о том, что музеи — это постоянные некоммерческие институции, которые «служат делу общества» и занимаются «приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материального и нематериального наследия человечества и его окружения в целях образования, изучения и развлечения».

Вклад в разработку нового определения внесли комитеты ИКОМ из нескольких стран. В частности, Российский комитет ИКОМ провел опрос музейного сообщества и составил рекомендации, которые направил разработчикам нового определения.

Российским музейщикам казались неконкретными словосочетания «служить делу общества», «цели образования и развлечения», «постоянная некоммерческая институция». В их предложениях тоже упоминалось о партисипативных практиках (то есть о том, что музей должен создавать продукты вместе с сообществами, а не только что-то показывать публике), инклюзии и условиях для гражданского диалога. Отдельный пункт российских рекомендаций был посвящен тому, что базовые функции музея — выявление, приобретение, сохранение и демонстрация наследия — не должны стать второстепенными. Вероятно, глядя на новое определение, представители разных музейных школ по-разному оценят, сбылось ли это ожидание или нет.

Как бы то ни было, Российский комитет ИКОМ выпустил заявление, в котором приветствует новое определение, однако выражает «надежду на доработку и более четкую формулировку понятия».

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+