18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Переделкине привечают художников

Художник Николай Полисский и его «Архилес». Фото: Дом творчества «Переделкино»
Художник Николай Полисский и его «Архилес».
Фото: Дом творчества «Переделкино»

В Доме творчества «Переделкино» появилось новое произведение классика российского ленд-арта Николая Полисского «Архилес», а также идут две выставки с участием звезд современного искусства

Для тех, кому сложно добраться до деревни Никола-Ленивец в Калужской области — главного оплота ландшафтного искусства в нашей стране, поездка в близкое Переделкино — отличный шанс познакомиться с творчеством главной звезды Никола-Ленивца — Николая Полисского, и увидеть его новый шедевр.

Его появление было вызвано грустными обстоятельствами. Как рассказала руководитель Дома творчества Дарья Беглова, в прошлом году пришлось спилить шесть огромных старых елей, пострадавших от жука-типографа, чтобы зараза не перекинулась на соседние деревья. Над их пнями художник и воздвиг шесть конструкций из сплетенных стволов орешника и черемухи, напоминающих языки пламени, назвав их «Архилесом». Вместе они образуют нечто вроде мемориала, который может служить и залом под открытым небом. Первым концертом на этой импровизированной сцене стало исполнение композиции Einfalt Stille («Простота, тишина») современного австрийского композитора Клауса Ланга инструментальным трио (Иван Бушуев, Дмитрий Власик, Сергей Полтавский) и сопрано Екатериной Кичигиной.

«Архилес» Николая Полисского . Фото: Дом творчества «Переделкино»
«Архилес» Николая Полисского .
Фото: Дом творчества «Переделкино»

«Когда я увидел это место, у меня сразу возникло единственное решение, — рассказывает Николай Полисский. — Эти ели были уже взрослые, когда тут происходили все эти истории с писателями. Деревья были счастливы, прямо росли, но сейчас нужна какая-то закрученная энергия, я это чувствую. Я надеюсь, что люди полюбят сюда приходить, для места без людей я бы не стал работать».

Легендарный Дом творчества писателей был реанимирован два года назад в новом качестве — как место не только для пишущих, но и для представителей самых разных творческих дисциплин. В частности, тут вовсю привечают художников. Сейчас в Переделкине можно увидеть сразу две большие выставки.

В отреставрированном культурном центре постройки 1966 года проходит выставка — посвящение знаменитой книге Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» — «КиШ: место, где земля закругляется».

Фрагмент экспозиции «Кондуит и Швамбрания: место, где земля закругляется». Фото: Дом творчества «Переделкино»
Фрагмент экспозиции «Кондуит и Швамбрания: место, где земля закругляется». Фото: Дом творчества «Переделкино»
Фрагмент экспозиции «Кондуит и Швамбрания: место, где земля закругляется». Фото: Дом творчества «Переделкино»
Посетительница на выставке «Кондуит и Швамбрания: место, где земля закругляется». Фото: Дом творчества «Переделкино»
Фрагмент экспозиции «Кондуит и Швамбрания: место, где земля закругляется». Фото: Дом творчества «Переделкино»
Фрагмент экспозиции «Кондуит и Швамбрания: место, где земля закругляется». Фото: Дом творчества «Переделкино»
Фрагмент экспозиции «Кондуит и Швамбрания: место, где земля закругляется». Фото: Дом творчества «Переделкино»
Фрагмент экспозиции «Кондуит и Швамбрания: место, где земля закругляется». Фото: Дом творчества «Переделкино»
Фрагмент экспозиции «Кондуит и Швамбрания: место, где земля закругляется». Фото: Дом творчества «Переделкино»
Фрагмент экспозиции «Кондуит и Швамбрания: место, где земля закругляется». Фото: Дом творчества «Переделкино»
Фрагмент экспозиции «Кондуит и Швамбрания: место, где земля закругляется».
Фото: Дом творчества «Переделкино»
Фрагмент экспозиции «Кондуит и Швамбрания: место, где земля закругляется».
Фото: Дом творчества «Переделкино»
Фрагмент экспозиции «Кондуит и Швамбрания: место, где земля закругляется».
Фото: Дом творчества «Переделкино»
Посетительница на выставке «Кондуит и Швамбрания: место, где земля закругляется».
Фото: Дом творчества «Переделкино»
Фрагмент экспозиции «Кондуит и Швамбрания: место, где земля закругляется».
Фото: Дом творчества «Переделкино»
Фрагмент экспозиции «Кондуит и Швамбрания: место, где земля закругляется».
Фото: Дом творчества «Переделкино»
Фрагмент экспозиции «Кондуит и Швамбрания: место, где земля закругляется».
Фото: Дом творчества «Переделкино»
Фрагмент экспозиции «Кондуит и Швамбрания: место, где земля закругляется».
Фото: Дом творчества «Переделкино»
Фрагмент экспозиции «Кондуит и Швамбрания: место, где земля закругляется».
Фото: Дом творчества «Переделкино»
Фрагмент экспозиции «Кондуит и Швамбрания: место, где земля закругляется».
Фото: Дом творчества «Переделкино»

Кураторы Настя Григорян и Аня Петрова пригласили к участию почти 20 современных художников, которые так или иначе работают с темой детства, и это сплошь известные имена: Мария Арендт, Алина Глазун, Алиса Йоффе, Ольга Кройтор, Павел Отдельнов, Александра Паперно, Александр Повзнер, Ульяна Подкорытова, Роман Сакин, Валерий Чтак, Мария Сафронова, арт-группа «МишМаш» и другие. Пространство выставки напоминает школу: тут и класс с настоящими партами (воспроизведенными по старому образцу с откидывающимися крышками) и школьными досками, они же произведения, в отдельном аппендиксе — абсурдная азбука Михаила Рубанкова, на стенах детским почерком выведены особо примечательные цитаты из книги. Впечатляет зал, воспроизводящий антураж школьной кухни и столовой с кафельными стенами, где на столе плывут бумажные кораблики.

На полу — как будто начерченные мелом классики Марго Трушиной, цифры в которых обозначают важные даты из нашей истории: так, из 1917-го можно скакнуть в 1941-й, а оттуда сразу сюда, в 2022-й. Зрителям предлагается также перескакивать из мира грез, игр и фантазий в суровую прозу жизни — на выставке представлены и архивные документы, связанные с биографией Льва Кассиля, заслужившего дом в Переделкине, и подробные материалы о драматических перипетиях судьбы его книги.

Фрагмент экспозиции «Условия материальной независимости». Фото: Дом творчества «Переделкино»
Фрагмент экспозиции «Условия материальной независимости».
Фото: Дом творчества «Переделкино»

Изнанку счастливой писательской жизни в привилегированном советском поселке обнажает и вторая выставка, открытая в старом корпусе Дома творчества, — «Условия материальной независимости». Куратор Анна Наринская, художники Иван Лунгин и Женя Ржезникова, дизайнер Игорь Гурович при участии писателя Льва Рубинштейна и писателя и художника Павла Пепперштейна предприняли попытку «деконструкции мифов Переделкина», по выражению самих авторов. В девяти комнатах старого корпуса, еще не подвергнутых ремонту и сохранивших оригинальную обстановку и ауру, можно оценить не только бытовые условия творцов, но и проникнуться их чувствами и мыслями, материализовавшимися в инсталляциях и надписях. Это не только страх прослушки и слежки, зависть к успешным коллегам, но и любовные истории, и фрондерство, и ощущение свободы, несмотря ни на что, которое и сейчас можно испытать в Переделкине.

Дом творчества «Переделкино»
«КиШ: место, где земля закругляется»
«Условия материальной независимости».
До конца сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+