18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лондонская выставка ван Гога 2024 года будет выдающейся

Винсент ван Гог. «Сжигание сорняков». 1883. Фото: Metropolitan Museum of Art, New York
Винсент ван Гог. «Сжигание сорняков». 1883.
Фото: Metropolitan Museum of Art, New York

Одним из главных событий празднования 200-летия лондонской Национальной галереи, которое будет отмечаться в 2024 году, станет выставка «Ван Гог. Поэты и любовники». В музее ее уже называют «самой захватывающей в истории»

В выставку «Ван Гог. Поэты и любовники», которая будет идти в лондонской Национальной галерее с октября 2024 года по январь 2025 года, войдут работы, созданные художником на юге Франции, где он жил сначала в Арле (с февраля 1888 года по май 1889 года), а затем в больнице для душевнобольных на окраине Сен-Реми-де-Прованс (с мая 1889 года по май 1890 года). Именно здесь Винсент ван Гог написал самые знаменитые работы.

Неожиданным может показаться предварительный выбор подзаголовка выставки — «Поэты и любовники».

Эту двойную тему вводит ряд картин и рисунков, изображающих городской сад Арля. Он располагался прямо напротив Желтого дома на площади Ламартин, который ван Гог арендовал под мастерскую. Большая часть этих работ создана ранней осенью 1888-го, незадолго до приезда в Арль Поля Гогена. В их числе картина «Вход в городской сад в Арле» (октябрь 1888, Коллекция Филлипс, Вашингтон). Мужчина с газетой на первом плане изображен в любимой соломенной шляпе художника, что дает основания предполагать, что это, возможно, автопортрет.

Винсент ван Гог. «Вход в городской сад в Арле». 1888. Фото: Phillips Collection, Washington, DC
Винсент ван Гог. «Вход в городской сад в Арле». 1888.
Фото: Phillips Collection, Washington, DC

Сняв Желтый дом в мае, Винсент писал брату Тео: «Что замечательно в этой мастерской, так это сад напротив». В другой раз он описывал сестре Вил вид из своего окна, открывающийся «на сад, откуда по утрам можно наблюдать восход солнца». Вскоре ван Гог начал называть этот городской оазис «садом поэта».

Знаток литературы, он восхищался поэтами Раннего Возрождения. Из современников очень ценил творчество Альфонса Доде, поэта и романиста, который провел часть жизни в Провансе. Ван Гог писан Гогену: «В самом обычном общественном саду есть деревья и кустарники, заставляющие грезить о пейзажах, в которых легко вообразить Боттичелли, Джотто, Петрарку, Данте и Боккаччо».

Ван Гог даже называл отдельных коллег по художественному цеху «поэтами», используя это слово в расширительном смысле, чтобы обозначить их творческий темперамент. Портрету бельгийского художника Эжена Боша он дал название «Поэт» (сентябрь 1888, Музей Орсе, Париж). Этим же титулом он наградил и Гогена, назвав его в одном из писем «новым поэтом».

А почему на картинах ван Гога появляются любовники? Мы можем только предполагать, но не исключено, что он тосковал и испытывал зависть при виде парочек, прогуливающихся по городу. На картине «Городской сад с прогуливающейся парой» («Сад поэта») (октябрь 1888, частное собрание) мы видим, по словам самого художника, «фигуры двух любовников». Мужчина в синем и в соломенной шляпе — это, вероятно, тоже автопортрет ван Гог, он представил себя гуляющим со спутницей неподалеку от дома.

Винсент ван Гог. «Городской сад с прогуливающейся парой» («Сад поэта»). 1888. Фото: Private Collection/Alamy Stock Photo
Винсент ван Гог. «Городской сад с прогуливающейся парой» («Сад поэта»). 1888.
Фото: Private Collection/Alamy Stock Photo

Национальная галерея уже договорилась с Чикагским институтом искусств, что на выставку приедет большой рисунок, изображающий городской сад Арля и созданный всего за пять дней до того, как ван Гог уехал из города в больницу для душевнобольных. Третьего мая 1889 года он писал Тео: «Сегодня я изготовил один из тех рисунков, которые чересчур мрачны и меланхоличны для весны». Рисунок «Плакучее дерево» (май 1889) никогда прежде не экспонировался в Великобритании. Безлюдный пейзаж производит впечатление скорее загородного парка, чем городского пространства. Хотя в центре композиции изображена ива, ван Гог дал работе название «Плакучее дерево», что, вероятно, отражает его настроение накануне отъезда.

В интерпретации ван Гога городской сад Арля кажется умиротворяющим и спокойным местом. Однако в действительности площадь Ламартин находилась в шумной и отнюдь не самой благополучной части города.

Она располагалась между железнодорожным вокзалом и «улицей добросердечных девиц» (так ван Гог называл «квартал красных фонарей»), по соседству с несколькими кафе и отделением полиции. К сожалению, к началу ХХ века городской сад заасфальтировали. Сегодня большую часть территории бывшего «сада поэта» занимают шумная круговая развязка и парковка между супермаркетом и современным зданием школы. По счастью, две стороны площади Ламартин практически не изменились со времен ван Гога: это набережная реки Роны и остатки римского вала.

Винсент ван Гог. «Плакучее дерево». 1889. Фото: Art Institute of Chicago (Gift of Tiffany and Margaret Blake)
Винсент ван Гог. «Плакучее дерево». 1889.
Фото: Art Institute of Chicago (Gift of Tiffany and Margaret Blake)

Городской сад — лишь одна из полудюжины тем, вокруг которых будет строиться выставка в Национальной галерее, в их числе также пейзаж (будет включать произведения, по большей части написанные в Арле и Сен-Реми) и цветочный натюрморт (в центре раздела будет картина «Подсолнухи»). Выставку курируют эксперт по искусству XIX века из Национальной галереи Крис Риопель и независимый специалист по ван Гогу Корнелия Хомбург. Представители музея называют готовящуюся экспозицию «самой захватывающей в истории» выставкой ван Гога. Оправдать такие высокие ожидания будет непросто, но кураторы уверяют, что отобрали только лучшие работы.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+