18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Оксфорд и Кембридж вернут в Нигерию бенинские бронзы

Медная голова, хранящаяся в Музее археологии и антропологии при Кембриджском университете. Фото: Courtesy of the Museum of Archaeology and Anthropology
Медная голова, хранящаяся в Музее археологии и антропологии при Кембриджском университете.
Фото: Courtesy of the Museum of Archaeology and Anthropology

Это крупнейшее соглашение о реституции незаконно вывезенных в Великобританию африканских артефактов. Впрочем, Комиссия по делам благотворительных организаций может наложить вето на изъятие объектов из Музея Ашмола и Музея археологии и антропологии

Оксфордский и Кембриджский университеты согласились вернуть на родину 213 бенинских бронзовых артефактов, тем самым сделав решительный шаг по пути британской реституции культурно-исторических ценностей этого африканского региона. Как сообщает Daily Telegraph, ранее в этом году Оксфорд и Кембридж получили от Национальной комиссии музеев и памятников Нигерии официальный запрос на возврат 97 объектов, находящихся в собраниях музеев Питта Риверса и Ашмола в Оксфорде, и 116 вещей из Музея археологии и антропологии при Кембриджском университете.

Теперь запрос будет рассматривать государственная Комиссия по делам благотворительных организаций, которая до конца года должна решить, можно ли передать Нигерии юридическое право собственности (разрешение от комиссии требуется, поскольку музеи при университетах имеют статус благотворительных организаций).

В пресс-релизе Оксфордского университета говорится, что 20 июня его совет рассмотрел и согласился с требованием Нигерии вернуть 97 объектов, и добавляется, что теперь он «направляет дело в Комиссию по делам благотворительных организаций с рекомендацией передать законные права на объекты Национальной комиссии музеев и памятников Нигерии».

Латунный браслет из собрания Музея археологии и антропологии при Кембриджском университете. Фото: Courtesy of the Museum of Archaeology and Anthropology
Латунный браслет из собрания Музея археологии и антропологии при Кембриджском университете.
Фото: Courtesy of the Museum of Archaeology and Anthropology

Заседание совета Кембриджского университета состоялось 18 июля, он также выразил свое согласие с требованием Нигерии вернуть 116 объектов, «которые в настоящее время находятся в собрании Музея археологии и антропологии при университете и были вывезены британской армией из Бенин-Сити в 1897 году» (на самом деле термином «бенинские бронзы» называют не только бронзовые артефакты, но и изделия из меди и слоновой кости). «В музейном секторе по всему миру растет понимание, что полученные незаконным путем предметы необходимо вернуть в страны их происхождения», — поясняет директор Музея археологии и антропологии профессор Николас Томас.

При этом некоторые из вещей все-таки останутся в Кембридже. В пресс-релизе говорится, что Национальная комиссия музеев и памятников Нигерии «одобрила предложение заключить договор о передаче во временное пользование, благодаря которому артефакты смогут остаться в экспозиции Музея археологии и антропологии — разумеется, с указанием соответствующей информации о правах».

Ранее в этом году правительство Германии подписало меморандум о передаче Нигерии права собственности на более 1,1 тыс. произведений. Германия также пообещала оказать помощь в строительстве рядом с королевским дворцом в Бенин-Сити нового Музея западноафриканского искусства Эдо, в котором будут храниться бронзы.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+