18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства

Художница Наталья Нестерова. 1986. Фото: Лев Мелихов
Художница Наталья Нестерова. 1986.
Фото: Лев Мелихов

На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»

Наталья Нестерова относится к тем фигурам, по поводу которых в арт-сообществе наблюдается редкий консенсус. Ее одинаково ценят как официальные власти, так и нынешние молодые коллекционеры, собирающие концептуализм. Ее работы есть в коллекциях нескольких десятков отечественных музеев, а также в таких важных собраниях, как Музей Людвига и Музей Гуггенхайма. Заслуженный художник РФ (1994), лауреат Госпремии (1998), действительный член Российской академии художеств (2001), она с конца 1980-х жила на три страны — во Франции, США и России. Последние десятилетия Наталья Игоревна преподавала живопись на кафедре сценографии в ГИТИСе. Эти обстоятельства приводили к тому, что она ускользала от взглядов российской арт-критики — о ней писали меньше, чем она заслуживала. Но она и не гналась за излишней публичностью. Она была бесконечно требовательным к себе, углубленным в свое искусство и работу интровертом.

Нестерова происходила из творческой московской семьи. Ее дедушка Николай Иванович учился в МУЖВЗ вместе с Робертом Фальком. Ее мама Зоя Николаевна была активно практикующим архитектором, одной из тех, кто в 1960-е запускал в СССР панельное домостроение. О своих родных Наталья Игоревна рассказывала охотнее, чем о себе.

Наталья Нестерова. «Пир во время чумы». 1993. Фото: Галерея современного искусства ARTSTORY
Наталья Нестерова. «Пир во время чумы». 1993.
Фото: Галерея современного искусства ARTSTORY

Ее работы мгновенно узнавались в любой сборной экспозиции, на любой стене. Птицы, пасьянсы, люди на курорте — сидящие в шезлонгах, прогуливающиеся по набережной, поедающие арбуз. Курорт, этот советский рай, был ее излюбленным мотивом. (Позднее отдыхающие на пляже уступили место горожанам, бродящим, как сомнамбулы, по улицам, а еще позже — религиозным сюжетам в неканонической интерпретации.) Сейчас, по прошествии 30 лет после распада СССР, эти герои и сюжеты кажутся позднесоветской dolce vita, хотя тогда мы думали, что вот оно — бренность и тлен, скука и мещанство, во всем этом «комфорте» творческий человек задыхается. Ее работы 1980-х рифмовались с кинематографом, с «Полетами во сне и наяву» режиссера Романа Балаяна, тем же ощущением странного безвременья, застывшей жизни.

Наталья Нестерова. «Отражение». 1999. Фото: Vladey
Наталья Нестерова. «Отражение». 1999.
Фото: Vladey

Нестерова превосходно передавала именно вот это состояние «не хватает воздуха» — тяжелого, как патока, пространства, и все ее отдыхающие и гурманы, любители дружеских посиделок и карточных игр кажутся немножко арестантами в тюрьме. Сегодня ее понятные и сильные метафоры неожиданно получили второе дыхание. Как выяснилось, она нашла ключ и описала «гений места» не просто определенного десятилетия, но нечто, имманентно присущее этой части суши.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+