Неконформные художники: другое название для аутсайдеров

Кваме Акото Дит. «Бог всемогущий». 1950. Фото: Artcurial
Кваме Акото Дит. «Бог всемогущий». 1950.
Фото: Artcurial
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Новая попытка дать определение «искусству самоучек» и рассказать о его представителях предпринята в книге Лизы Сломински. По ее мнению, формулировки вроде «аутсайдеров» или «наивных художников» мешают понять подлинный смысл их творчества

Книга Nonconformers (название можно перевести как «Неконформные») — энциклопедический путеводитель, облеченный в форму своеобразного манифеста. И еще это очередная попытка дать определение и выделить характеристики постоянно расширяющейся сферы искусства аутсайдеров, также известного как искусство самоучек, искусство непрофессионалов, наивное искусство, ар-брют. Значительная часть представленной здесь информации касается хорошо знакомых и активно коллекционируемых художников, она уже известна читателю, интересующемуся темой. Но Лиза Сломински, похоже, решила нарушить устоявшуюся картину, назвав героев своей книги «неконформными» — несколько громоздким термином с привкусом снисходительности, особенно если учесть, что мало кто из художников после парижских салонов XIX века назвал бы себя «конформным» или «конформистом».

Сломински, которая прежде работала в лондонском Музее всего — «единственной в мире бродячей институции, посвященной не имеющим образования, непредсказуемым, неизвестным и не поддающимся классификации художникам современности», недовольна терминами «самоучки» и «аутсайдеры». Она считает, что эти определения «перегружены представлениями об изолированности от культурных влияний, недостаточной авторской самостоятельности, незамысловатой эстетике или технике и о функционировании параллельно с традиционным миром искусства». Использование термина «неконформные», по ее мнению, позволит по-новому взглянуть на этих художников «и продемонстрировать, что они сами непрерывно опровергают и ставят под сомнение эти ограничивающие атрибуты». В книгу вошли также 12 текстов других авторов, посвященные более чем 60 художникам. Большинство из них составляет современный «канон» искусства самоучек — упомянем хотя бы Генри Дарджера, Адольфа Вёльфли, Билла Тейлора и бабушку Мозес.

Nonconformers: A New History of Self-Taught Artists / Lisa Slominski with contributions from Michael Bonesteel, Mamadou Cissé et al. Yale. 400 с.: 300 цв. ил. £35, $45. На английском языке
Nonconformers: A New History of Self-Taught Artists / Lisa Slominski with contributions from Michael Bonesteel, Mamadou Cissé et al. Yale. 400 с.: 300 цв. ил. £35, $45. На английском языке

Есть, впрочем, и новые лица. Так, шведская абстракционистка Хильма аф Клинт (1862–1944), чьему творчеству в последнее время посвятили ряд успешных выставок на разных континентах, отнесена здесь к числу нонконформных авторов, даже несмотря на наличие у нее художественного образования (видимо, этот статус ей обеспечил спиритуализм). Ники де Сен-Фалль (1930–2002), признанная фигура в галерейном мире, не имела образования и сама называла себя аутсайдером. Хуан Юнфу, создавший «Радужную деревню» в тайваньском Тайчуне, Мамаду Сиссе из Сенегала, рисующий воображаемые города, каллиграф Кваме Акото из Ганы, создающий автопортреты на рекламных щитах, относятся к числу героев книги из регионов, которым раньше уделялось мало внимания.

Их ряды ширятся. Расширяется и поле семантических боев.

Можно ли назвать необученными или неконформными многочисленных народных мексиканских художников без формального образования и галерейного представительства, разрабатывающих давние художественные традиции? В книгу не включены граффити-художники, которые, как правило, имеют не больше художественного образования, чем герои Nonconformers, но их все равно крайне редко относят к числу аутсайдеров. И все же факт нарушения закона, по-видимому, должен придавать им этот статус. А что если вся молодежь района покрывает надписями и рисунками стены домов и метро — можно ли тогда назвать их нонконформными? Кем был Жан-Мишель Баскиа, делавший граффити и не учившийся живописи: нонконформным художником или аутсайдером? Или, быть может, рыночный успех Баскиа вообще вывел его за рамки этих категорий?

Хильма аф Клинт. «Алтарь № 1». 1907. Фото: Wikimedia Commons
Хильма аф Клинт. «Алтарь № 1». 1907.
Фото: Wikimedia Commons

Однако книга Сломински все же может стать полезным источником для читателей, желающих приобщиться к предмету. И если ее описания искусства и художников чаще всего представляют собой выжимки стандартной информации, то раздел, посвященный архитектуре само­учек — на примере грандиозных конструкций Сабато (Саймона) Родиа, создателя Уоттских башен в Лос-Анджелесе, и Нека Чанда, построившего сад камней в индийском Чандигархе, — дает долгожданный обзор существующих монументальных проектов, которые дизайнерам-самоучкам редко удается воплотить в жизнь.

Пока критики рассуждают об определениях, некоторых художников-самоучек, попадающих в художественный мейнстрим, попросту судят по их творчеству, а не по формальному образованию. Например, работы художниц Минни Эванс и сестры Гертруды Морган включены в экспозицию Венецианской биеннале этого года. А в подборку живописи «Вне жанров» на нью-йоркской ярмарке Outsider вошли работы аутсайдеров Петера Шёйффа, Девона Дежардина, Хассана Хаджаджа и других, создающих «современное искусство».

И хотя границы продолжают размываться, сфера аутсайдерского искусства с ее по-прежнему функционирующим параллельным рынком никуда не денется, как бы ее ни называли. Слишком многие художники с глубоко личным, причудливым творчеством никогда не попадут на мейнстримный рынок, и слишком многое из такого творчества будет казаться чересчур странным и пугающим для музеев и галерей.  

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+