18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Музей имени Андрея Рублева открыл фондохранилище

Фрагмент памятника из белого камня из собрания Музея имени Андрея Рублева. Фото: Музей имени Андрея Рублева
Фрагмент памятника из белого камня из собрания Музея имени Андрея Рублева.
Фото: Музей имени Андрея Рублева

В музее создано хранение «Архитектурные детали и надгробия конца XIV — XVIII веков», где разместили древние объекты из белого камня. Такие собрания высеченных в камне исторических источников традиционно называют лапидариями, от латинского lapis — «камень»

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева к 75-летнему юбилею возвел на своей территории хранение открытого типа, где представлено собрание памятников из белого камня.

В числе выставленных экспонатов — древнейшие образцы этого жанра, уцелевшие в столице: архитектурные детали 1420-х годов, происходящие из Спасского собора Андроникова монастыря (самого старого каменного храма Москвы), и белокаменные резные блоки, найденные в его кладке. Также, как сообщает пресс-служба музея, здесь представлены надгробия XV–XVIII веков из разрушенных в советское время некрополей Андроникова монастыря и храма Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Это погребальные памятники (саркофаги, закладные надгробия, плиты, кресты), которые демонстрируют принципы орнаментации, менявшиеся на протяжении веков. Многие из надгробий имеют эпитафии и надписи, сообщающие имена усопших, среди которых представители древних боярских и княжеских родов: Вельяминовы, Головины, Загряжские, Шаховские.

«Новое, современное, оборудованное фондохранилище разработано с учетом необходимости обеспечения сохранности древних экспонатов и доступа посетителей в фонд археологии», — отмечают в музее.

Открытое фондохранилище «Архитектурные детали и надгробия конца XIV — XVIII веков». Фото: Музей имени Андрея Рублева
Открытое фондохранилище «Архитектурные детали и надгробия конца XIV — XVIII веков».
Фото: Музей имени Андрея Рублева

В экспозиции, куратором которой является научный сотрудник отдела хранения Светлана Гаркуша, посетители смогут увидеть принципы научной организации фонда и условия хранения музейных предметов. Для лучшего обзора тяжелые каменные блоки закреплены на стене выдерживающими большую нагрузку кронштейнами, специально разработанными для экспозиции. Также были просчитаны и изготовлены металлические конструкции, с помощью которых экспонируются детали крупных саркофагов.

Важно, что эти саркофаги впервые представлены единым комплексом. Еще до поступления в собрание музея они были разбиты и хранились в виде многочисленных фрагментов разного размера и формы. Теперь же разрозненные детали были тщательно изучены, отреставрированы и вновь соединены вместе, что позволило восстановить наиболее значимые произведения в виде, приближенном к первоначальному.

Для зрителей посещение экспозиции возможно в составе экскурсионных групп по средам и субботам.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
4
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
5
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+