18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Татьяна Труве: «Я пишу не людей, а их желания и страхи»

Художница Татьяна Труве. Фото: Claire Dorn
Художница Татьяна Труве.
Фото: Claire Dorn

Художница Татьяна Труве, чья большая персональная выставка открыта в Центре Помпиду в Париже, рассуждает о зыбкости границ между ее рисунками и скульптурой и о важности интуитивных озарений

Татьяна Труве родилась в Италии в 1968 году, выросла в Сенегале, а последние несколько десятилетий живет во Франции, в Париже. Она дважды участвовала в Венецианской биеннале, стала лауреатом Премии Марселя Дюшана, выставлялась в Центре Помпиду, Пале-де-Токио и других музеях. В инсталляциях, скульптуре и рисунках она создает воображаемый мир, где переплетаются память, иллюзия, театр, природа, интерьер и экстерьер. Ее таинственные работы, повисая в неопределенном временном пространстве, часто вызывают чувство тревоги. Это особенно ощущается на ее персональной выставке «Большой атлас дезориентации» в Центре Помпиду в Париже. Куратором выступил Жан-Пьер Крики. Экспозиция состоит из рисунков разного размера (в том числе четырех новых больших работ), которые свисают с потолка и висят на стенах, а также изображений на полу и скульптур, спрятанных за занавесом. Художница разворачивает почти апокалиптическую драму, исследуя страхи, вызванные различными причинами — от первого локдауна эпохи пандемии COVID-19 до лесных пожаров в Амазонии.

Вид экспозиции «Большой атлас дезориентации» в Центре Помпиду. Фото: Bertrand Prevost
Вид экспозиции «Большой атлас дезориентации» в Центре Помпиду.
Фото: Bertrand Prevost

Откуда это название — «Большой атлас дезориентации»?

Это выражение часто встречается в моем творчестве. Я решила именно так назвать выставку, потому что это словосочетание очень точно описывает интуитивный подход к созданию работы. Когда ты в мастерской, всегда ощущается состояние дезориентации, позволяющее тебе продолжать творить и находиться между двумя мирами. Если ты дезориентирован, ты внимательнее относишься к вещам, которым раньше не придавал особого значения, например прогулкам по горам и поиску ориентира по звездам. Стоит войти в состояние дезориентации, как начинают происходить интересные вещи.

Как эта концепция связана с архитектурой Центра Помпиду?

Мне очень нравится Центр Помпиду, потому что он отчасти напоминает мои рисунки, — большой стеклянный куб, где внутреннее и внешнее пространства взаимопроницаемы. Поэтому мне захотелось создать инсталляцию, которая бы начиналась с моих рисунков, а скульптуры были бы вынесены за ее пределы. Сейчас они стоят за занавесом и подсвечиваются, так что видны лишь их силуэты, напоминающие рисунки. Что касается рисунков, то все они висят на разной высоте; под ними можно даже пройти, что создает эффект, будто они парят в воздухе. Я пытаюсь дезориентировать посетителей выставки; это игра, где приходится смотреть не только вперед, но и направо-налево, поднимать и опускать голову. Даже на полу огромный рисунок, составленный из различных диаграмм и представлений мира начиная с воображаемых карт австралийских аборигенов. Хотелось бы, чтобы люди терялись на моей выставке и взаимодействовали с рисунками.

Вид экспозиции «Большой атлас дезориентации» в Центре Помпиду. Фото: Bertrand Prevost
Вид экспозиции «Большой атлас дезориентации» в Центре Помпиду.
Фото: Bertrand Prevost

Серия «С марта по май» создана вами во время пандемии в 2020 году. Насколько я знаю, вы каждый день что-то рисовали на первой странице вчерашней газеты. И началось все с газеты Libération, номера, вышедшего за день до объявления карантина. Не могли бы вы подробнее рассказать, как создавалась эта серия?

Первая полоса Libération подсказала идею всей серии: их заголовок Le Jour Avant отсылал к фильму «Послезавтра». Я подумала: а что — если вчера уже было таким, то каким будет завтра? Это было все равно что вступить в невидимую воображаемую войну, не зная, что будет дальше с этим вирусом. Но я брала не все первые полосы, у меня были четкие критерии отбора. Во-первых, газеты из стран, сильно пострадавших от пандемии, где люди, как и мы, оказались в карантине. Это было несложно, потому что пандемия охватила весь мир. Во-вторых, я выбирала независимую прессу — никаких таблоидов или пропагандистских газет. То, что во мне откликалось, иногда было похоже на откровение. Например, я нарисовала мою собаку Лулу на первой полосе Guardian. Забавно, потому что до этого я сделала серию скульптур под названием Guardian — портреты воображаемых людей в виде стульев, а Лула же еще и верный сторож (игра слов: тоже guardian) моей мастерской. Я нарисовала длинную очередь у супермаркета, и эта очередь выстроилась в животе собаки, как у волка из «Красной Шапочки». Другие первые полосы, как мне показалось, хорошо сочетались с атмосферой моей студии, так что я изобразила ее на них. Последняя страничка была тоже из Libération, и таким образом серия закольцевалась. Она состоит из 56 рисунков, и бессмысленно ее разбивать на отдельные экземпляры — это все равно что выдирать страницы из дневника.

Татьяна Труве. Notes on Sculpture. 2021. Фото: Florian Kleinefenn © Adagp, Paris
Татьяна Труве. Notes on Sculpture. 2021.
Фото: Florian Kleinefenn © Adagp, Paris

Повлияла ли еще как-то пандемия на ваше творчество?

Возможно, да, но неосознанно. Сложно сказать, как именно, потому что еще не прошло достаточно времени, чтобы дистанцироваться от тех событий. Жаль, что в других странах не выступили с более радикальными инициативами, потому что мы на грани экологической катастрофы. И самое ужасное, что при этом спрос на яхты и частные самолеты взлетел до небес! Каждый раз, когда мы от чего-то страдаем, что-то причиняет нам боль или доставляет радость, это должно выплескиваться в творчество. Я уже много лет поддерживаю экологические инициативы. Например, в моих работах я больше не использую в качестве материалов смолу и оргстекло.

Вы говорите, что считаете себя прежде всего скульптором, хотя славу вам принесли рисунки.

Для меня рисунок — это скульптура; разница между этими видами искусства представляется мне небольшой. Мои скульптуры часто появляются на моих рисунках, а рисунки нередко вдохновляют мои инсталляции. Многое в моих рисунках не имеет ничего общего с живописью. Я обесцвечиваю промышленно окрашенную бумагу отбеливателем, использую инструменты скульптора, а также синюю и черную тушь. Я осветляю бумагу, чтобы получились пятна, и из этих пятен создаю пространства, вселенные и миры, вызывая появление других образов, на которые я могу что-то спроецировать. Это как гадать на кофейной гуще. Один из моих новых рисунков, «Фокусник», название которого отсылает к известной работе Иеронима Босха, где изображен выступающий перед толпой маг, — это целый мир отражений и иллюзий, созданный при помощи драпировок, силуэта голубя и неправильного круга. У меня есть целый атлас повторяющихся образов из моих инсталляций, скульптур, фотографий. Среди них нет фигур людей, но все же человек присутствует в моей работе. Для меня серия Guardian — это портреты людей. Только изображаю я не тело, а человеческие желания или страхи, показывая их через книги, одежду и другие предметы, как будто в стулья вселились призраки.

Татьяна Труве. Il mondo delle voci. Из серии Les Dessouvenus. 2022. Фото: Florian Kleinefenn © Adagp, Paris
Татьяна Труве. Il mondo delle voci. Из серии Les Dessouvenus. 2022.
Фото: Florian Kleinefenn © Adagp, Paris

На рисунке «Мир голосов» (Il mondo delle voci) 2022 года изображен лес, наложенный на одну из ваших скульптур. Что вас вдохновило на его создание?

Лес для меня — очень шумное место, там раздается хор голосов. Растения разговаривают (ученые нашли способ записывать их вибрации, служащие для общения), а во время засухи они и вовсе кричат. Я хотела привнести энергию внутрь этой экосистемы, и так появились мои медные скульптуры. Потом захотелось совместить позитивы и негативы. Например, когда долго на что-то смотришь, а потом закрываешь глаза, то видишь его силуэт в виде негатива. На этом рисунке изображены и настоящие лес и мой сад, и воображаемый. Другой рисунок, над которым я сейчас работаю, — это подводный мир, дополненный фрагментами леса, но это не романтический пейзаж, а дым от пожара. Очень сложно сказать, что в нас вызывают эти образы, и именно эта сложность меня и занимает.

Как вы думаете, повлияло ли на ваше творческое видение детство, проведенное в Дакаре? Все эти сказки про джиннов?

В Дакаре говорили, что в саду у дома живут джинны. В моем творчестве определенно есть доля магического и волшебного, и это, наверное, идет из детства. Мой отец преподавал архитектуру и был скульптором. Как многие дети музыкантов и художников, я быстро освоилась в этой творческой вселенной, с детства рисовала и лепила.

Какую роль в вашем творчестве играет интуиция?

Сначала у меня в голове возникает идея рисунка, но все последующие решения диктуются интуицией. Даже на старте моей карьеры я делала все интуитивно. Занимаясь проектом «Бюро тайной деятельности» (1997–2007), с которого началась моя коллекция писем с отказами в приеме на работу, я была нищим художником, без студии, просто огромным ничем. Я задавалась вопросом: могу ли я считать себя художником, если для всех остальных я невидимка? И интуитивно поняла, что из этой пустоты я что-то сделаю и придам этому форму. Художник во многом живет в восприятии других, но мы должны научиться обходиться без признания. Ты одновременно находишься в уединении, в башне из слоновой кости, и все же нуждаешься в общении.

Татьяна Труве. Sans titre. Из серии Intranquillity. 2017. Фото: Florian Kleinefenn © Adagp, Paris
Татьяна Труве. Sans titre. Из серии Intranquillity. 2017.
Фото: Florian Kleinefenn © Adagp, Paris

Одна из ваших серий называется Intranquillity. Что для вас означает этот неологизм?

Мне нравится слово intranquillity — «неспокойность». Это изобретение португальского писателя и поэта Фернандо Пессоа. Оно означает «не быть спокойным, но и не быть раздраженным». Для меня неспокойность — одна из форм концентрации. Нужно добиваться этого восприятия. Я доверяю зрителю, причем независимо от того, захвачен ли он моим творчеством или нет, каждый человек воспринимает его по-своему. Я не придумывала развлечений для зрителя — я создавала вселенную, в путешествие по которой можно отправиться. Или не отправиться.

Центр Помпиду, Париж
«Большой атлас дезориентации»
До 22 августа

Галерея Gagosian, Париж
«Татьяна Труве»
До 3 сентября

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+