18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ксения Малич: «Петр I придал всем начинаниям ускорение»

Как молодые специалисты разрабатывают для Петербурга стратегии развития под эгидой программы ПАО «Газпром» «От города к миру. Великое посольство — проектирование будущего», рассказала нам один из ее кураторов, кандидат искусствоведения Ксения Малич

Ксения, неужели ваши отобранные в ходе серьезного конкурса участники программы совсем не представляли себе Петровскую эпоху и их заново пришлось всему учить?

Своеобразие петровского времени (а это конец XVII — начало XVIII века) осознает не так уж много людей. На старте программы нашим слушателям казалось, что до Петра I в России почти ничего не было, а энергичный царь «прорубил окно» и приобщил страну к цивилизации. Но это не так. Петровские преобразования потому и дали колоссальный результат, что почва для них была заранее подготовлена. Трансформация культуры началась еще при отце Петра — царе Алексее Михайловиче.

В 2022 году к 350-летию Петра I при поддержке «Газпрома» открылись залы «Галереи Петра Великого» — постоянной экспозиции в Государственном Эрмитаже. Фото: ПАО «Газпром»
В 2022 году к 350-летию Петра I при поддержке «Газпрома» открылись залы «Галереи Петра Великого» — постоянной экспозиции в Государственном Эрмитаже.
Фото: ПАО «Газпром»

«Накудесил много, горюн, в жизни сей, яко козел скача по холмам…» — писал об Алексее Михайловиче протопоп Аввакум. Понятно раздражение Аввакума, но «Тишайшим» отец Петра тоже не был. Его правление было временем относительного благополучия и мира: развивались экономика и торговля, росли города, переживали расцвет архитектура и декоративно-прикладное искусство (в Оружейной палате в Кремле работали ювелиры со всего света). Ордерная архитектура, западноевропейская гравюра, первые регулярные сады, первые театр и зверинец, партесное (то есть многоголосное) церковное пение — это все возникло еще до правления Петра, он в этой меняющейся системе координат рос.

Астролябия-планшет. Франция, первая четверть XVIII в. Фото: Государственный Эрмитаж
Астролябия-планшет. Франция, первая четверть XVIII в.
Фото: Государственный Эрмитаж

В 16 лет Петр научился определять географическую широту с помощью астролябии, которая, кстати, до сих пор хранится в Зимнем дворце. Но для этого надо было прибор привезти из Европы, что и сделал в конце 1680-х годов русский посол при дворе Людовика XIV Яков Долгорукий. Петр придал всем начинаниям ускорение.

Справка
О программе «От города к миру. Великое посольство — проектирование будущего»

В мае 2022 года ПАО «Газпром» при участии фонда «Эрмитаж XXI век» и Фонда культурных инициатив Sparta дал старт культурно-исследовательской программе «От города к миру. Великое посольство — проектирование будущего», приуроченной к 350-летию Петра I. Тридцать пять молодых специалистов — архитекторы, урбанисты, художники, историки, дизайнеры, социологи — с головой погрузились в проблематику петровского времени, чтобы на основе полученных знаний разработать для города на Неве стратегии развития. Программа «От города к миру. Великое посольство — проектирование будущего» — часть социального проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга», который был запущен в 2020 году. Его цель — предоставить возможность студентам и молодым специалистам участвовать в решении актуальных вопросов, касающихся сохранения культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга, и получить уникальный профессиональный опыт для развития лучших традиций петербургской школы реставраторов.

Еще…

Каким образом вы своих слушателей учили?

Образовательная программа включала лекции, поездки, встречи с научными сотрудниками музеев, реставраторами, хранителями музейных коллекций. Мы постарались максимально показать подлинные мемориальные вещи. Я даже завидую участникам программы: удалось посмотреть очень много разнообразного и неожиданного материала.

Встречу с участниками проекта «От города к миру. Великое посольство — проектирование будущего» в Галерее Петра Великого проводила Наталья Бахарева, куратор экспозиции, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа. Фото: AGT Communications
Встречу с участниками проекта «От города к миру. Великое посольство — проектирование будущего» в Галерее Петра Великого проводила Наталья Бахарева, куратор экспозиции, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.
Фото: AGT Communications

Например, хранитель отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Наталья Бахарева рассказала нам о петровской коллекции, которая недавно открылась в надворной части Зимнего дворца, а через нее — о жизни в Петербурге, бытовых привычках знати и царя. Мы общались с ведущим эрмитажным востоковедом Марией Меньшиковой, куратором выставки «Петр I и Великий шелковый путь», в деталях рассмотрели уникальные экспонаты, ювелирные изделия из коллекции Алексея Михайловича и Петра, поговорили о специфике восприятия восточной культуры в XVII веке. Историк костюма Нина Тарасова описала трансформацию русского костюма под влиянием западноевропейской и восточной одежды в конце XVII — начале XVIII века. Сейчас Эрмитаж готовит большую выставку, посвященную этой теме. Специалист по архитектурной керамике, археолог Роксана Реброва по фрагментам, найденным в культурном слое Петровской эпохи, реконструировала для нас повседневный уклад, пищевые привычки того времени, особенности строительства, и, конечно, мы поговорили об изразцах, плитке и других элементах интерьера, вошедших в моду при Петре.

Лекцию «Приключения голландской плитки в Петербурге» в Зимнем дворце Петра проводила Роксана Реброва, кандидат искусствоведения, научный сотрудник сектора архитектурной археологии Государственного Эрмитажа. Фото: AGT Communications
Лекцию «Приключения голландской плитки в Петербурге» в Зимнем дворце Петра проводила Роксана Реброва, кандидат искусствоведения, научный сотрудник сектора архитектурной археологии Государственного Эрмитажа.
Фото: AGT Communications

Отдельный блок был посвящен архитектуре Санкт-Петербурга. У нас был исследовательский маршрут по каналам, мы рассматривали город с воды и обсуждали методы культурного трансфера и географические границы заимствований, что дало повод поговорить о развитии архитектуры русской, итальянской, английской, нидерландской и не только. Продолжили в Петергофе — этом идеальном петровском парадизе, отразившем идею и регулярного парка, и абсолютистского государства с русской спецификой. Естественно, обсуждали личность Петра: как его характер сказался на преобразованиях.

Участники проекта «От города к миру. Великое посольство — проектирование будущего» проводили встречи с экспертами, слушали лекции и ездили в Ярославль и Переславль-Залесский, где изучался образ русского города последней четверти XVII века. Фото: Елена Соколова
Участники проекта «От города к миру. Великое посольство — проектирование будущего» проводили встречи с экспертами, слушали лекции и ездили в Ярославль и Переславль-Залесский, где изучался образ русского города последней четверти XVII века.
Фото: Елена Соколова

Чтобы посмотреть допетербургскую модель, XVII век, мы отправились в Ярославль, где предпетровское время сохранилось в потрясающей полноте. Триста пятьдесят лет назад Ярославль считался вторым по богатству городом страны, он был торговым хабом на пути из Архангельска в Бухару. Когда приезжаешь в Ярославль, кажется, что перед тобой Атлантида. Несколько десятилетий XVII века дали колоссальные плоды, в течение этих лет русская культура достигла новой полноты, силы, свободы. Детство, юность и даже зрелые годы Петра приходятся именно на эту эпоху — время, когда происходит ряд трансформаций, в том числе в культуре. Мы имеем возможность взглянуть на тот мир, ту систему координат.

Петр I переориентировал торговлю из Архангельска на Санкт-Петербург и тем самым лишил Ярославль источника благоденствия, но в то же время дал толчок развитию мануфактур, промышленности. В результате петровских инициатив одни богатели, другие разорялись.

Ксения Малич проводила экскурсионную программу в поездке в Ярославль и Переславль-Залесский, в ходе которой, в частности, исследовалось, какие элементы городской структуры пережили петровские реформы и что оказалось невостребованным. Фото: Елена Соколова
Ксения Малич проводила экскурсионную программу в поездке в Ярославль и Переславль-Залесский, в ходе которой, в частности, исследовалось, какие элементы городской структуры пережили петровские реформы и что оказалось невостребованным.
Фото: Елена Соколова

В 120 км от Ярославля находится Переславль-Залесский. Мы воспользовались возможностью и съездили на Плещеево озеро, где 16-летний Петр начал строить потешную флотилию, заложив основы будущего военно-морского флота России. В 1788 году в страшном пожаре большая часть кораблей погибла, но сохранились один ботик и утварь с верфей, и они находятся в местном музее.

СПРАВКА
Структура программы «От города к миру. Великое посольство — проектирование будущего»

Культурно-исследовательская программа «От города к миру. Великое посольство — проектирование будущего» состоит из нескольких тематических блоков.

Просветительский цикл, в рамках которого состоялись поездки в Царское Село, Петергоф, Китайский дворец в Ораниенбауме, Ярославль и Переславль-Залесский, лекции в Государственном Эрмитаже и встречи со специалистами, заложил базу для дальнейших практических лабораторий.

Практический цикл «От искусства к дизайну среды. Проектирование будущего» включает четыре лаборатории: дизайна городской среды, параметрической архитектуры малой архитектурной формы, медиадизайна, дизайна выставок. В составе каждой лаборатории — установочная сессия, которая проводится в формате полевого исследования на территории Государственного музея истории Санкт-Петербурга и включает посещение музейных фондов и вводную лекцию.

Осенью в рамках публичной программы состоятся дискуссии о современных формах дизайна, интеллектуальный марафон, выставка творческих достижений проекта и съемка документального фильма на основе материалов просветительской программы и проектных лабораторий.

Сроки реализации программы: апрель — декабрь 2022 года.

Еще…

В центре ваших изысканий оставался Петербург. Его регулярная планировка была попыткой создать идеальный город? Или (такая гипотеза есть в научной литературе) Петр настолько не любил Москву, что новую столицу строил методом от противного?

Идеальный город — утопическая схема, подходящая для крепости, но не для разрастающегося, меняющегося города. Но совершенно точно, что Петр был фанатом регулярности, порядка, иерархии, этим пронизаны все его инициативы — от организации балов-ассамблей до введения Табели о рангах. Он все пытался устроить рационально, в том числе город. Петр хотел легитимизации России как полноправного участника мировой политики и статуса правителя, с которым бы общались на равных. Эта легитимизация шла через новую символику и культурные, эстетические сигналы. А насчет Москвы — это не совсем так. Петру было близко и кое-что московское (например, ее размах).

Но аналогов петербургской регулярности в Европе на тот момент не было. Ближайшим примером могут служить шведские города, реконструированные в XVI–XVII веках: Упсала, Мальмё и совсем уж ближние Нарва или Лаппеэнранта. Но обычно речь шла о локальных градостроительных единицах, а Санкт-Петербург — это колоссальный масштаб. Наш Васильевский остров чем-то напоминает нью-йоркский Манхэттен — тоже остров, расчерченный регулярной сеткой на улицы-линии.

По задумке Петра центром Петербурга должен был стать Васильевский остров, поделенный каналами на прямоугольные участки. На первых генпланах города, подготовленных Доменико Трезини в 1715 году и Жан-Батистом Леблоном в 1716-м, остров предстает как самодостаточная территория в окружении защитных бастионов. Но очень скоро инерция жизни взяла свое, центр ушел на Адмиралтейскую сторону, и в 1737 году Петр Еропкин окончательно закрепил главенство этой территории знаменитым трехлучием, хотя на самом деле там получается даже пять лучей-улиц (речь о системе петербургских проспектов, сходящихся у фасада Адмиралтейства с его знаменитым шпилем. — TANR).

Биография
Ксения Малич
Историк, кандидат искусствоведения

Руководитель магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

Много лет курировала выставочную архитектурную программу Государственного Эрмитажа, специалист по истории архитектуры ХХ века.

Еще…

Как такие углубленные знания помогут вашим студентам?

Вторая часть программы — практическая: наши слушатели распределены по четырем лабораториям и в данный момент разрабатывают собственные проекты преобразования среды для Санкт-Петербурга. Я надеюсь, что подготовительная образовательная часть поможет им. Опыт Петра I можно трактовать по-разному, он не столь однозначен, как принято думать. Но, чем глубже ты погружаешься в детали, чем больше противоречий видишь, тем более богатый инструментарий в конечном итоге получаешь в свое распоряжение. Как у профессионала, у тебя появляется больше возможностей участвовать в развитии города.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+