Семен Файбисович сфокусировался на Москве: ретроспектива художника

Семен Файбисович. Двойной портрет из цикла «Ночной Разгуляй». 2015. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Семен Файбисович. Двойной портрет из цикла «Ночной Разгуляй». 2015.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Еврейский музей и центр толерантности представляет живопись и фотографии мастера фотореализма, созданные за последние 30 лет. Основой выставки стал живописный цикл «Ночной Разгуляй», посвященный известному московскому району

Работы Семена Файбисовича пользуются в Москве давней популярностью, их можно было встретить на разных столичных площадках и в 1990-х, и в ­2000-х, и в 2010-х. Популярности этой не отменил переезд художника на жительство в Тель-Авив в 2015 году: уже после того были и большая его ретроспектива в Третьяковской галерее (2019), и показ израильских работ в галерее «ГУМ-Red-Line» (2020). И вот новый проект — «Разгуляй. Прощание» в Еврейском музее и центре толерантности.

Хотя произведения, здесь представленные, как раз не самые новые по времени. В основу выставки положен живописный цикл «Ночной Разгуляй», который был сделан еще в 2013–2016 годах (для его завершения Файбисович даже специально возвращался на несколько месяцев в Россию из Израиля). Эти вещи прежде нигде не демонстрировались — во всяком случае для цикла в целом тут премьерный показ. К «Разгуляю» прибавлены более ранние работы, в том числе несколько холстов позднесоветского времени, рубежа 1980–1990-х, а также фрагменты циклов 2000-х и начала 2010-х: «Камбэк», «Троллейбус», «Опять метро», «Мой двор». Из недавних включены лишь единичные работы израильского цикла «Новый мир». Если эту подборку и можно назвать ретроспективой, то выборочной. Как признается в пресс-релизе сам автор, «эта выставка про прощание с Москвой — той, что я любил, той, что всегда была моей музой, и которую я потерял».

Данила Булатов, куратор выставки и главный куратор Еврейского музея и центра толерантности, добавляет от себя: «Это еще и прощание художника с живописью. В силу разных причин, в том числе из-за ухудшившегося зрения, он больше не работает с красками и кистями. Работы, которые он делает сейчас в Израиле, в основном диджитальные по своей природе».

Фрагмент экспозиции «Семен Файбисович. Разгуляй. Прощание» в Еврейском музее и центре толерантности. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Фрагмент экспозиции «Семен Файбисович. Разгуляй. Прощание» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Файбисович — художник из московского нонконформистского круга. В ­1970-х, после окончания МАРХИ, он трудился в скучных проектных организациях, а свободное время посвящал искусству — сначала графике, потом и живописи. Участвовал в выставках, проходивших в залах Горкома графиков на Малой Грузинской улице, а с наступлением перестройки началась его международная карьера. Хотя был период — в середине 1990-х, когда Семен Файбисович напрочь отказался от визуального творчества, предпочтя писательскую стезю, но было и возвращение к живописи, причем вполне триумфальное.

Его картины, пусть даже очень по-разному сделанные в разные времена, принято относить к фотореализму. Такая классификация небезосновательна: источником всех сюжетов служила собственноручная съемка — когда-то на черно-белую пленку, потом на цветную «мыльницу», позже на камеру мобильного телефона. Правда, у Файбисовича никогда не было и нет стремления к иллюзорности, к предельному натуроподобию. В его живописных переложениях фотокадров всегда присутствует авторская интерпретация. Например, намеренное «ухудшение качества» и варьирование колоритов. Да и сам набор сюжетов заведомо не годится для портфолио фотографа-профессионала: тут много «случайного», «лишнего», «неформатного». Но почему-то оно вдруг переносится на большие холсты, становясь большим искусством.

Семен Файбисович. «Кафешка» из цикла «Ночной Разгуляй». 2015. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Семен Файбисович. «Кафешка» из цикла «Ночной Разгуляй». 2015.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

«Это рассказ об отношениях художника и города, — говорит Данила Булатов. — О фильтрах и об оптике, о смотрении. В центре нашего нарратива — именно город и его люди. Как правило, „маленькие люди“. Автор воспринимает себя в контексте и традициях критического реализма и действительно с ним соотносится». Будто бы бесхитростный летописец городской жизни, совершенно обыденной или даже маргинальной, Семен Файбисович ничего не сочиняет и не приукрашивает, однако в его работах происходит загадочное претворение безрадостного «вещества жизни» во что-то иное, требующее от зрителя мысли и чувства.  

Еврейский музей и центр толерантности
«Семен Файбисович. Разгуляй. Прощание»
До 25 августа

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+