18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Семен Файбисович сфокусировался на Москве: ретроспектива художника

Семен Файбисович. Двойной портрет из цикла «Ночной Разгуляй». 2015. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Семен Файбисович. Двойной портрет из цикла «Ночной Разгуляй». 2015.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Еврейский музей и центр толерантности представляет живопись и фотографии мастера фотореализма, созданные за последние 30 лет. Основой выставки стал живописный цикл «Ночной Разгуляй», посвященный известному московскому району

Работы Семена Файбисовича пользуются в Москве давней популярностью, их можно было встретить на разных столичных площадках и в 1990-х, и в ­2000-х, и в 2010-х. Популярности этой не отменил переезд художника на жительство в Тель-Авив в 2015 году: уже после того были и большая его ретроспектива в Третьяковской галерее (2019), и показ израильских работ в галерее «ГУМ-Red-Line» (2020). И вот новый проект — «Разгуляй. Прощание» в Еврейском музее и центре толерантности.

Хотя произведения, здесь представленные, как раз не самые новые по времени. В основу выставки положен живописный цикл «Ночной Разгуляй», который был сделан еще в 2013–2016 годах (для его завершения Файбисович даже специально возвращался на несколько месяцев в Россию из Израиля). Эти вещи прежде нигде не демонстрировались — во всяком случае для цикла в целом тут премьерный показ. К «Разгуляю» прибавлены более ранние работы, в том числе несколько холстов позднесоветского времени, рубежа 1980–1990-х, а также фрагменты циклов 2000-х и начала 2010-х: «Камбэк», «Троллейбус», «Опять метро», «Мой двор». Из недавних включены лишь единичные работы израильского цикла «Новый мир». Если эту подборку и можно назвать ретроспективой, то выборочной. Как признается в пресс-релизе сам автор, «эта выставка про прощание с Москвой — той, что я любил, той, что всегда была моей музой, и которую я потерял».

Данила Булатов, куратор выставки и главный куратор Еврейского музея и центра толерантности, добавляет от себя: «Это еще и прощание художника с живописью. В силу разных причин, в том числе из-за ухудшившегося зрения, он больше не работает с красками и кистями. Работы, которые он делает сейчас в Израиле, в основном диджитальные по своей природе».

Фрагмент экспозиции «Семен Файбисович. Разгуляй. Прощание» в Еврейском музее и центре толерантности. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Фрагмент экспозиции «Семен Файбисович. Разгуляй. Прощание» в Еврейском музее и центре толерантности.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Файбисович — художник из московского нонконформистского круга. В ­1970-х, после окончания МАРХИ, он трудился в скучных проектных организациях, а свободное время посвящал искусству — сначала графике, потом и живописи. Участвовал в выставках, проходивших в залах Горкома графиков на Малой Грузинской улице, а с наступлением перестройки началась его международная карьера. Хотя был период — в середине 1990-х, когда Семен Файбисович напрочь отказался от визуального творчества, предпочтя писательскую стезю, но было и возвращение к живописи, причем вполне триумфальное.

Его картины, пусть даже очень по-разному сделанные в разные времена, принято относить к фотореализму. Такая классификация небезосновательна: источником всех сюжетов служила собственноручная съемка — когда-то на черно-белую пленку, потом на цветную «мыльницу», позже на камеру мобильного телефона. Правда, у Файбисовича никогда не было и нет стремления к иллюзорности, к предельному натуроподобию. В его живописных переложениях фотокадров всегда присутствует авторская интерпретация. Например, намеренное «ухудшение качества» и варьирование колоритов. Да и сам набор сюжетов заведомо не годится для портфолио фотографа-профессионала: тут много «случайного», «лишнего», «неформатного». Но почему-то оно вдруг переносится на большие холсты, становясь большим искусством.

Семен Файбисович. «Кафешка» из цикла «Ночной Разгуляй». 2015. Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Семен Файбисович. «Кафешка» из цикла «Ночной Разгуляй». 2015.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

«Это рассказ об отношениях художника и города, — говорит Данила Булатов. — О фильтрах и об оптике, о смотрении. В центре нашего нарратива — именно город и его люди. Как правило, „маленькие люди“. Автор воспринимает себя в контексте и традициях критического реализма и действительно с ним соотносится». Будто бы бесхитростный летописец городской жизни, совершенно обыденной или даже маргинальной, Семен Файбисович ничего не сочиняет и не приукрашивает, однако в его работах происходит загадочное претворение безрадостного «вещества жизни» во что-то иное, требующее от зрителя мысли и чувства.  

Еврейский музей и центр толерантности
«Семен Файбисович. Разгуляй. Прощание»
До 25 августа

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
3
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
4
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
5
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
6
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+